Могилу христианина легко отличить от прочих по кресту, который принято водружать на ней сразу же после погребения. Такой деревянный крест приобретается перед похоронами обычно вместе с гробом. Но через некоторое время семья умершего начинает задумываться о традиционном памятнике, который иногда монтируется на захоронении рядом с крестом, а иногда и заменяет его собой.
При этом родные стараются и на таком варианте надгробья разместить символику, которая указывала бы на принадлежность покойного к христианской вере.
Это делается самыми различными способами: с помощью соответствующей гравировки (на каменных памятниках), установки на могилах скульптурных изображений ангелов, путем придания фигурной стеле определенной говорящей формы, украшения камня барельефным, а дерева – резным изображением религиозного характера и прочее.
За последнее тысячелетие сложился целый перечень общепринятых знаков и символических образов христианского характера, которые регулярно используются и в современном ритуальном искусстве.
Ангельские изображения
Ангельские изображения появляются на могилах чаще многих других. Это совсем не удивительно, ведь крылатые библейские персонажи олицетворяют множество разнообразных религиозных идей.
Для родных, которые заказывают надгробье, возможно, самой главной становится мысль о том, что ангел – это хранитель, защитник души любимого человека. Он сопровождал и оберегал его при жизни, а после телесной смерти стал проводником души в Божье Царство. Как же могут выглядеть хранители на захоронениях?
● Изображение ангела на могиле часто связано со скорбью, поэтому существует множество вариантов образа именно скорбящего херувима. Его гравируют на стеле, воплощают с помощью барельефа или даже в скульптурном виде в позах печали: с поникшими головой, руками и крыльями, иногда склонившим голову на стелу, обнимающим крест.
● Бывают ангелы-защитники. Их рисуют или ваяют с высоко поднятыми головами, решительными лицами. В руках такие ангелы нередко держат меч или высоко поднятый крест, трубу. На детских памятниках можно иногда встретить гравировку ангела, своими крыльями обнимающего портрет ребенка.
● Еще один нередкий надгробный вариант – это спящий ангел. Он может прикорнуть на облаке или уснуть, сидя на могильной плите и облокотившись о стелу. Иногда для мемориала ребенку заказывают скульптуру «Ангелок, уснувший на могиле». В данном случае сон символизирует смерть, но не окончательную, а лишь для этого мира, то есть совсем не страшную.
● Веселые, играющие, улыбающиеся, даже смеющиеся ангелочки нередко изображаются на детских могилках. На самих памятниках их гравируют зачастую с портретным сходством, как будто сам ушедший в другой мир малыш радостно смотрит на родителей и просит их не горевать слишком сильно, ведь его безгрешная душа радуется на небесах и молится за них.
Вообще же ангелы чаще всего гравируются или устанавливаются на погребениях достаточно молодых людей, особенно детей и девушек. Ведь они обозначают в том числе невинность, безгрешность юных душ.
Другие знаки христианства
Другие знаки христианства тоже постоянно или достаточно часто присутствуют на памятниках. Они многообразны по вариативности исполнения, но в основном представляют собой локальную смысловую группу.
●Крест, например, в том или ином виде присутствует на стелах, рядом с ними, вместо них практически всегда. И не удивительно, ведь он является центральным знаком христианской религии, ее олицетворением.
Этот древнейший символ связывается с понятиями космического распространения веры, самой вселенной (то есть сотворенного Богом мира), искупления грехов, воскресения, бессмертия души.
В нашей российской традиции на памятниках чаще всего можно увидеть православные кресты шестиконечной или восьмиконечной формы. На гранитных и мраморных надгробьях и моделях из искусственных материалов они либо гравируются на стеле в виде небольшой картинки, либо вырезаются из камня частично (выступая из камня сбоку, сверху) или целиком (венчают стелу, полностью заменяют ее, расположены около обычного памятника).
Иногда кресты на камне украшают дополнительными рисунками, барельефами. Например, вырезается распятая фигура Спасителя; перекладины могут быть украшены переплетающимися розовыми ветвями, виноградными лозами со спелыми гроздьями и т.д.
● Образ купольного храма тоже пользуется огромной популярностью в ритуальном дизайне. Нередко храм гравируется на камне на лицевой стороне стелы, становясь при этом фоном для портрета покойного.
Другой вариант гравированного изображения – это его самодостаточное помещение на тыльной части надгробья. Повторять форму куполов могут навершия стел, которые в этом случае иногда увенчивают крестами.
По желанию заказчика почти всей плите можно придать силуэт православного храма, украсив его, в том числе, и необходимой живописной гравировкой. Самый же дорогой вариант мемориала храмового типа – это сооружение на могиле часовенки, которую даже уместно будет освятить
● Свечи – их достаточно регулярно изображают на памятниках. Они символизируют священную жертву (в том же понимании, в котором возжигаются и в церквях перед образами), а также являются древними знаками жизни (горящая свеча) и смерти (угасшая). Кроме того, огонь свечи иносказательно воспринимается как свет веры.
● Иконы тоже весьма распространены на христианских надгробных памятниках. Их прикрепляют как к крестам, так и к обычным монументам. Это бывают как обычные иконы из церковных лавок, так и специально выполненные лики на камне либо дереве, в виде бронзовой чеканки.
Чаще всего можно встретить подобные изображения Спасителя, Богоматери, реже святого, который покровительствовал покойному. Очень характерны иконописные гравировки для семейных мемориалов. На них лики помещают между портретами усопших.
● Картины с Иисусом, Богоматерью и христианскими сюжетами – это довольно-таки новое слово в дизайне православных мемориалов. По всей видимости, здесь сказывается влияние протестантизма, художественное искусство которого создало массу различных народных сюжетов с образами Иисуса, Девы Марии и прочее.
Так, в последнее время на кладбищах встречаются памятники, на которых изображен Христос, держащий на своих руках ребенка или гладящий его по головке (на детских памятниках); глядящий с улыбкой на путника, который идет к нему по дороге; протягивающий ладони перед собой из глубины камня. Богоматерь рисуется скорбящей, улыбающейся, оплакивающей Сына около распятия.
Художники по камню также используют для памятников сюжеты, характерные для церковных настенных фресок (например, Страшный Суд, въезд Христа в Иерусалим). Такие картины делаются в техниках гравировки и цветной живописи на камне акриловыми красками.
● Молитвы и цитаты из Библии дополняют облик христианского памятника. Именно они стали первыми эпитафиями на могилах монахов, священников, прочих божьих людей на самой заре христианства, а потом и миряне взяли за обычай помещать подобные слова на надгробьях своих близких.
Преимущественно для ритуальных надписей используются краткие формулировки: «Господи, на все воля Твоя!»; «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй меня (нас)»; «Господи, прими с миром душу раба твоего (имя)». Но встречаются и полные молитвы (например, «Отче наш»), извлечения из акафистов, псалмов и развернутые строки из Евангелия.
Религиозные сюжеты и слова на российских мемориалах в 90-е годы 20 века вначале стали проявлением своеобразной моды на религию. Но теперь, когда истинная вера в нашем обществе снова окрепла, они говорят именно о ней. Можно смело утверждать, что сейчас практически ни один христианский памятник не представим без наличия на нем соответствующей религиозной символики.