Дизайн-коды, которые работают: опыт экспертов бюро «Атлас» по созданию единых стандартов городской среды для Севастополя и Ташкента

Дизайн-коды, которые работают: опыт экспертов бюро «Атлас» по созданию единых стандартов городской среды для Севастополя и Ташкента

Реклама

Дизайн-коды появляются во многих городах мира и становятся важным инструментом планирования и регулирования городских пространств, помогая создать комфортную среду и сохранить культурную идентичность. О подходах к разработке таких документов как рабочих инструкций для муниципалитетов рассказывает основатель и генеральный директор международного бюро территориального развития «Атлас» Александра Сытникова на примере дизайн-кодов Севастополя и Нового Ташкента, которые уже утверждены и приняты в работу.

Дизайн-код – это комплексный документ, включающий перечень правил и рекомендаций, которые регламентируют визуальное и функциональное оформление городской среды. Он определяет требования к архитектуре, стилю, параметрам, цветовой гамме зданий и используемым материалам, устанавливает стандарты для оформления фасадов, рекламных конструкций, малых архитектурных форм и других элементов инфраструктуры.

Дизайн-код решает ряд ключевых для города задач, к которым относятся устранение проблемы визуального шума из-за беспорядочного размещения рекламы, сохранение культурной и архитектурной идентичности, создание комфортной и безопасной городской среды, обеспечение социально-экономического развития за счет повышения туристической и инвестиционной привлекательности.

Специфика подхода экспертов бюро «Атлас» к созданию дизайн-кодов городов заключается в глубоком изучении культурно-исторического контекста, климатических, ландшафтных и других особенностей, проведении социологических исследований, привлечении местного сообщества, представителей бизнеса и администрации для выявления реальных проблем и предпочтений жителей. Такой подход позволяет найти решения, отвечающие интересам всех заинтересованных сторон.

Дизайн-коды, разработанные бюро «Атлас», – это всегда комплексные документы, которые детально программируют работу с общественными пространствами и содержат не только рекомендации по проектированию, но и по монтажу и эксплуатации, что помогает воплощать проекты в жизнь.

Дизайн-код Севастополя, разработанный бюро «Атлас», призван решить проблемы со стихийным размещением рекламы и сохранить исторически сложившийся облик города. Документ основан на историческом архитектурном концепте и содержит классификацию зданий на 10 морфотипов: от дореволюционной застройки до современных общественных объектов. На территории города выделены средовые зоны с характерными для них особенностями, для каждой из которых предложены визуальные решения конструктивных, архитектурных и декоративных элементов объектов капитального строительства, благоустройства, навигации и рекламы.

Решения, предложенные для дизайн-кода Севастополя, учитывали все главные тренды и были согласованы с союзом архитекторов. Также командой бюро были разработаны проекты правовой документации и дорожная карта по реализации концепции дизайн-коде.

При создании дизайн-кода Нового Ташкента перед экспертами бюро стояла задача сформировать единое видение территории, на которой планируется масштабная застройка. Специалисты учитывали национальные особенности и культуру, жаркий климат, дефицит водных ресурсов и многие другие факторы. Например, для снижения тепловой нагрузки были тщательно подобраны материалы и колористика, а также изучены традиционные для Узбекистана способы борьбы с перегревом зданий. Для экономии ресурсов в дизайн-коде предусмотрено использование энергоэффективных и водосберегающих технологий для городского освещения и полива растений.

По итогам работы команда бюро разработала «Атлас решений» для системной работы с общественными пространствами и фасадами зданий, включающий дизайн-код Нового Ташкента, архитектурный и объемно-пространственный регламенты, правила монтажа и эксплуатации. Проект был презентован хокиму города и президенту и на данный момент является техническим заданием для архитекторов и девелоперов, начинающих работать в новом городе.

Реклама

Читайте также