Народный календарь редко воспринимают всерьёз. Его относят к фольклору, обрядам, «старине», и даже к наивным суевериям. Между тем, он складывался не как украшение жизни, а как инструмент выживания — телесного, психического, социального. Давайте посмотрим, как распорядок жизни наших предков может помочь нам сегодня.
Народная психология
Для начала понимать одну вещь: любое действие, которому пришли с помощью многовековых проб, многовекового общения и передачи опыта — терапевтическое действие, которое помогает психике выжить в текущей действительности, и даже не просто выживать, но и радоваться даже в самые тяжёлые, тёмные времена.
С одной стороны это чрезвычайно хорошо: ограничение насилия, уважение к родителям и предкам, уменьшение количества самоповреждений, травли, да и в принципе конфликтов и ссор.
С другой — всегда есть негативная сторона — это стойкая привязка к традициям, нарушение которых влечёт за собой изгнание во всех смыслах. Именно это было самым страшным для крестьянства, именно изгнание, одиночество, непринятие — одна из самых сильных метафор в любой страшной сказке.
И нечистая сила, против которой борются традиции и ритуалы, как раз во многом олицетворяет эту метафору:
- сделаешь что-то неправильно — накажет кикимора или Параскева,
- не уважаешь предков — унесут черти,
- игнорируешь домашний скот, держишь его в плохих условиях — будешь убит домовым.
Это всё правила качественного, доброго, совместного быта, который был основой нормальной жизни деревни. В городах приметы и обряды, конечно, тоже сохранялись, просто метафора худшего была окрашена в другие оттенки: нищета, голод, болезнь.
Борьба со злом
Любые позитивные нотки любого праздника колеса года как бы собирают в себе все меры, которые могут противостоять самому страшному: объединение людей, разделение хороших эмоций и смеха, общая песня, тепло огня, пища для тела и духа, достаточный стол и хлеб. Ведь даже праздничные блюда в какие-то периоды были максимально простые: каша из пшена и гороха без всякого изюма, лепёшки из толокна, кисель на одном овсе и богатый омлет из дюжин трёх — без помидоров и ветчины, конечно.
Посты, как ни странно, очень хорошо раскрашивали праздник, так как на контрасте нет большей радости, чем разрешённый стол, который делишь с близкими. Поэтому и наш адаптивный народный календарь как бы наполнен эмоциональными качелями, но не разрушающими, а ровно в том диапазоне, который позволяет нам жить насыщенно и испытывать самые разные эмоции сообща.
Что делали в январе?
В январе светлеет небо и светлеет душа. Это делает сама природа, сама смена сезонов.
Как раз хорошо, что в христианстве до Рождества (а Рождество начинается в канун, с появлением первой звезды) Рождественский пост, а после него — рождественский мясоед. При добротном хозяйстве к рождеству должно быть много мясных заготовок, забой скота и накопленные яичные и молочные продукты.
Со 2 по 6 января до первой звезды — самый строгий пост, и в канун вообще до сих пор есть традиция голодать — как в мусульманских странах перед ифтаром Ураза-Байрам (в 2026 году он 19 марта).
Христиане разговляются сочивом — кашей с сухофруктами; мусульмане — финиками и водой. Для многих этот контраст смирения желаний и праздника очень неплохо лечит, позволяет не впадать в пересыщенность, радоваться мелочам и незатейливым радостям.
Цель празднования Рождества — ликование и всеобщая радость. А я напомню, что любое проведение какой-либо вехи народного календаря преследует проявление определённого набора эмоций, и Рождество, конечно, праздник радости.
Однако и шутовство в январе тоже обязательно, весь период святок с Рождества до Крещения, 19 января. Это не только означает хождение по дворам и выпрашивание сладостей за песни и стихи, это гуляния в полном смысле этого слова — вместе, шумно, по улицам, обыгрывая разные сюжеты, обшучивая их. Любое шутовство-это возможность проработать свой страх перед злом и его проявлениями. Обсмеял-значит не боишься!
И только потом, после крещения приходит пора вернуться в обычный труд, не отвлекаясь на гадания, развлечения, пляски и гуляния.
Что делать в январе нам?
Использовать любое самоограничение, самодисциплину в первую неделю января. Вообще подумать о собственных страстях и пресыщенности.
Реализовать потребности в общении с близкими, разделить с ними хлеб, радость вкуса после ограничения.
Очень хорошо посмеяться, обыграть сюжеты, может быть, собраться компанией и сыграть в смешные игры, можно и 18+, чтобы в общем смехе и расслаблении исчезла скованность, пристыженность, гордыня, страхи и неуверенность.
Спокойно работать дальше! День прибавляется по воробьиному прыжку — жизнь будет только светлее.
Вместо послесловия
Этот текст — начало цикла о терапевтическом значении народного календаря и проживании сезонности. Я — Ольга Севрюгина, биолог и адаптолог. В течение года я буду разбирать, как календарные периоды, посты, праздники и переходы между ними работают с психикой человека. Мы с вами поговорим и о дохристианских обрядах, и о периодах поста и «мясоеда», о чередовании труда, праздника и отдыха. Как о том, что помогало выживать раньше, так и о том, что может поддерживать нас сейчас.