Ай да Катя, ай да интриганка, сваха – любительница. А ведь она отказывалась, не хотела идти, только схоронила маму, даже сорока дней не прошло, разве время сейчас для знакомств?
Галина тщательно стирала пыль с многочисленных маминых статуэток, шкатулочек, пузырьков с духами, книг. Подолгу держала каждую вещь в руках, стараясь почувствовать близость матери. Но воспоминания, оживающие в ее голове, отражали лишь последние годы, когда маму не интересовали ни летящие балерины, ни любимые ароматы.
В трудные годы, когда Галя все чаще хотела сбежать из душной, пропахшей болезнью квартиры, она старалась подарить себе хотя бы несколько часов неспешной прогулки по парку.
Память была ее спасением.
Ночами, прислушиваясь к звукам, раздающимся из соседней комнаты, она часто представляла, как гуляет по набережной. Она видела набережную в мельчайших деталях – все эти витые лавочки и стилизованные под старину фонари, красные головки летних кафе, в одном из которых она и сидит в струящемся шелковом платье. Ощущала манящие ванильно-шоколадные нотки сливочного мороженого в изящной креманке. Но чаще всего она «пересматривала» любимые спектакли, которые видела еще до болезни матери. Старалась вспомнить зрительный зал: партер, балконы, ложи, оркестровую яму, роскошную люстру, тающую от силы предвкушения. Медленно открывающийся бархатный занавес, под первые звуки чарующей музыки и волшебство, рождающееся на сцене.
— Мама, я не пошла бы на комедию, но эта пьеса Островского «Гроза» в БДТ им. Товстоногова. Ты же знаешь, как я люблю этот театр, - говорила женщина портрету матери в траурной рамке, — в БДТ поставили «Грозу» впервые. И сразу множество премий: «Золотая маска», «Театрал», «Золотой Софит». Режиссер Андрей Могучий создал потрясающую мистерию, я никогда не видела ничего подобного. Знаешь, там Катерина в алом платье, а все остальные герои в черном, «луч света»…
Галина разговаривала с матерью по привычке.
Ей казалось, пока говорит — она не одинока в этой гулкой квартире с завешанными зеркалами. Женщина чувствовала, что вина за случайное знакомство потихоньку уходит. Решившись, она произнесла:
— А знаешь, мама, мне кажется Катя права. Мне уже сорок три года, у меня нет своей семьи, нет мужа, детей, — она со страхом посмотрела на портрет. – Конечно, когда мы были вдвоем, одиночество не ощущалось так остро, теперь все по-другому. Не осуждай меня, мама, Федор – хороший человек, родственник Катиного мужа. Стеснительный, — улыбнулась Галя.
Перешла к книжному шкафу, доставала любимые томики, листала зачитанные страницы, что-то читала, но смысл ускользал.
К вечеру квартира блестела, не стыдно перед теми, кто придет поминать. Катя приехала поздно.
— Витька заболел, пришлось в аптеку заскочить.
— Ой, Катюш, тогда не надо, у тебя муж болеет. Сама справлюсь, что я борщ с кашей не сварю?
— Ох, наивная ты Галька, - рассмеялась подруга, — сразу видно, опыта у тебя мало. Мужики болеть любят, температура тридцать семь для них повод не вставать с постели и оглашать квартиру стонами.
— И Федор такой?
— И Федор. Как он тебе? Он очень хороший – добрый, отзывчивый, немного стеснительный, не богатый, но на жизнь заработать может. И ты ему понравилась.
Галина зарделась.
— Ох, Галька, как девчонка совсем.
— Катя, мне кажется, рано для знакомств, полгода прошло бы…
— Рано? Да спустись на землю уже! Тебе сорок три! Ты всю жизнь с мамой, сначала потому, что не умела противостоять ей, а после, куда уже деваться после? Ты три года не ходишь даже на работу, как ты жить-то будешь без пенсии мамы? На что? И потом, вот честно, Галь, Федька в женихах долго не проходит, тебе просто повезло, что развелся недавно. Ты посмотри, не женщины вокруг – акулы. А вы – замечательная пара.
— Ну не знаю…
— Зато я знаю. Пока смотрели спектакль, у меня из головы не шел один образ. В спектакле — Катерина в алом на черном фоне, а в твоей жизни – все вокруг в цвете, одна ты в черном.
После поминок Галине позвонил Федор.
— Галина, я хочу пригласить вас в театр, в БДТ.
— Как называется спектакль?
— «Жизнь впереди»...
БДТ им.Товстоногова, Санкт-Петербург. Фото: источник