Сергей Сергеевич Прокофьев – один из замечательных творцов, составляющих гордость русской культуры. Он был не просто великим композитором, но великим среди великих, поскольку, обладая уникальным талантом, стал новатором в музыке и вошел в историю мировой культуры.
Прокофьев был сыном агронома и пианистки, в пять с половиной лет написал свое первое музыкальное произведение (пьесу), в девять — сочинил свою первую оперу, а к поступлению в консерваторию в Санкт-Петербурге имел уже внушительное портфолио музыкальных произведений, среди которых было четыре оперы.
Он с детства свободно говорил по-немецки и по-французски, великолепно играл в шахматы.
Он одновременно получал широкое признание и ярую критику, артисты отказывались играть спектакль, музыку для сопровождения которого он написал, а его смерть и вовсе осталась почти незамеченной, поскольку умер Сергей Сергеевич в один день с Иосифом Сталиным.
Он не мог творить, находясь за пределами родины, потому что считал, что воздух чужих стран негативно сказывается на его творческих способностях, хотя был период в его жизни, когда он отчаянно мечтал покинуть страну.
Он потратил на написание оперы «Война и мир» одиннадцать лет, а ведь сам Лев Толстой потратил на написание романа в два раза меньше времени.
Его музыку любил Маяковский, его именем назван кратер на Меркурии, издана монета в честь столетия со дня рождения композитора, в его честь назван один из самолетов «Аэрофлота».
А мы предлагаем сегодня вспомнить самые знаменитые произведения Сергея Прокофьева и узнать немного о том, как и когда они были написаны.
«Петя и волк» (1936 год)
Эта симфоническая сказка для детей была написана Прокофьевым после возвращения в СССР. Музыка писалась для Центрального детского театра, где готовила свою постановку Наталья Сац. Интересно, что текст к сказке написал тоже сам Прокофьев. Эту удивительную сказку Прокофьев писал для того, чтобы познакомить детей со звучанием музыкальных инструментов. Именно поэтому за каждым героем сказки в произведении закреплен определенный инструмент и звучит определенный мотив: Петя представлен в сказке смычковыми струнными инструментами, скрипками, его мелодия напоминает пионерский марш, Птичка звучит флейтой, а Утка – гобоем, у нее мелодия немного «крякающая», мотив Кошки представлен кларнетом, ее мелодия грациозна и напоминает мягкую кошачью поступь, а тема Дедушки выражена звучанием фагота, немного напоминающим ворчание. Волк – это валторны, а охотники – это барабан и литавры.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Симфоническая сказка «Петя и волк» вдохновила режиссеров и мультипликаторов на создание замечательных адаптаций: первым создал рисованный мультфильм «Петя и волк» Уолт Дисней в 1946 году, потом в 1958-м появился советский кукольный мультфильм, а затем в ГДР режиссёр Гюнтер Рётц в 1973 году снял кукольный мультфильм. В 2006 году короткометражный анимационный фильм «Петя и волк» был удостоен премии «Оскар».
Опера «Война и мир» (1942 год)
Либретто для этой оперы Сергей Сергеевич создавал в сотрудничестве с Мирой Мендельсон по одноимённому роману Льва Толстого. Его супруга Лина Ивановна рассказывала, что почитать «Войну и мир» композитору посоветовала певица Вера Духовская, с которой он встретился в Челябинске, где давал концерты, и в ответ на такой совет Прокофьев признался, что давно мечтает написать оперу на этот сюжет, хотя и понимает, что это потребует много времени.
Мира Мендельсон рассказывала, что читала роман Прокофьеву вслух, и когда она дошла до описания сцены встречи Наташи с раненым князем Андреем, композитор сказал, что видит эту сцену как оперную, и с того момента всерьез задумался о создании такого произведения. Сергей Сергеевич мечтал, чтобы его оперу поставил Сергей Эйзенштейн, но его мечтам не суждено было сбыться: режиссер начал уже думать над постановкой, даже делал зарисовки-эскизы, но у него был загруженный график, а позже он заболел.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Об опере Прокофьева «Война и мир» Дмитрий Шостакович писал:
«Я, как и многие, считаю эту оперу гениальной. Особенно поражает в ней та правда интонирования, в которой отражены детальнейшие душевные движения персонажей. Но разве эти персонажи — те же самые образы, что живут на страницах великого русского романа? И разве поэтому само содержание оперы Прокофьева тождественно содержанию сочинения Толстого, с его собственной философией, его собственным отношением к широко показанной русской действительности XIX века? Мне думается, нет. Прокофьев создал свою оперу, свою „Войну и мир"».
Балет «Каменный цветок» (1950 год)
«Каменный цветок» или «Сказ о каменном цветке» Прокофьев написал, вдохновившись уральскими сказами Бажова. Он задумался о создании такого балета, когда писал свою «Золушку»: для Сергея Сергеевича было важно найти русский национальный сюжет, который лег бы в основу балета, и он изучал сказки Пушкина и «Снегурочку» Островского, но позже ему попалась «Малахитовая шкатулка», которая так ему понравилась, что он тут же приступил к работе.
РКН: сайт нарушает закон РФ
Его супруга Мира Мендельсон-Прокофьева занялась подготовкой либретто, ей помогал балетмейстер Леонид Лавровский. В основу балета были положены сказы «Горный мастер» и «Каменный цветок», но некоторые образы позаимствовали авторы из других историй Бажова — «Огневушка-поскакушка» и «Приказчиковы подошвы». Прокофьев провел много времени за изучением уральского фольклора, использовал мелодии народных песен. Леонид Лавровский вспоминал, что композитор работал над балетом с большим воодушевлением и с восторгом делился со своими близкими каждой удачной идеей. Правда, премьеру своего балета Прокофьев так и не увидел: он скончался за год до его первой постановки, и последний день своей жизни он провел за работой над оркестровкой номеров «Каменного цветка».
Балет «Золушка» (1944 год)
За создание этого балета Прокофьева наградили Сталинской премией. Это настолько знаменитая и узнаваемая музыка, что фрагменты балета часто исполняют в симфонических оркестрах самостоятельно.
Сергей Сергеевич писал «Золушку» в годы войны – с 1940 по 1944 год, и в ноябре 1945-го балет впервые поставили на сцене Большого театра. Заглавные роли в балете исполняли Ольга Лепешинская, которая танцевала партию Золушки, Михаил Габович, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Борис Пастернак был восхищен балетом, он писал об этом восторженно Галине Улановой, побывав на премьере.
РКН: сайт нарушает закон РФ
В 1960 году балет экранизировали Ростислав Захаров и Александр Роу, и в этой экранизации уже роль Золушки исполняла Раиса Стручкова. В 1985 году был снят телебалет «Золушка». «Золушку» Прокофьева много ставили на Западе: в 1948 году состоялась премьера «Балета Сэдлерс-Уэллс» на сцене театра «Ковент-Гарден» в хореографии Фредерика Аштона, в 1985 году состоялась премьера постановки Маги Марен в Лионской опере, в 1986 году в Парижской опере представил свой вариант прочтения балета Рудольф Нуреев, а в 1999 году Жан-Кристоф Майо представил свою версию балета в Монте-Карло.
«Ромео и Джульетта» (1935 год)
Это то самое произведение Прокофьева, которое отказывались играть на сцене артисты, но, по иронии судьбы, именно «Ромео и Джульетта» стал одним из самых популярных балетов двадцатого века.
Интересно, что в сюжете балета Прокофьева поначалу финал существенно отличался от оригинала, созданного Шекспиром – балет заканчивался счастливо, и этот факт вызвал резко негативную реакцию критиков. Творение Прокофьева называли «балетной фальшью» и «сумбуром вместо музыки», и под давлением негативного общественного мнения авторы балета приняли решение изменить концовку балета на привычную, трагическую. Но неудачи продолжали преследовать постановку, поэтому впервые «Ромео и Джульетту» увидели только в 1938 году, да и то за границей, в Брно, а сам Прокофьев на премьере не присутствовал.
Это, конечно, далеко не все произведения Сергея Прокофьева, которые важно знать и которые не оставляли равнодушными никого, кто их слушал. Но, возможно, именно с них следует начать знакомство с творчеством композитора, поскольку они были поистине знаковыми для своего времени и остаются до сих пор предметом гордости российской культуры.