5 произведений Сергея Прокофьева, которые нельзя не знать

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из замечательных творцов, составляющих гордость русской культуры. Он был не просто великим композитором, но великим среди великих, поскольку, обладая уникальным талантом, стал новатором в музыке и вошел в историю мировой культуры.

Прокофьев был сыном агронома и пианистки, в пять с половиной лет написал свое первое музыкальное произведение (пьесу), в девять — сочинил свою первую оперу, а к поступлению в консерваторию в Санкт-Петербурге имел уже внушительное портфолио музыкальных произведений, среди которых было четыре оперы.

Он с детства свободно говорил по-немецки и по-французски, великолепно играл в шахматы.

Он одновременно получал широкое признание и ярую критику, артисты отказывались играть спектакль, музыку для сопровождения которого он написал, а его смерть и вовсе осталась почти незамеченной, поскольку умер Сергей Сергеевич в один день с Иосифом Сталиным.

Сергей Прокофьев. Фото: изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий, общественное достояние

Реклама

Он не мог творить, находясь за пределами родины, потому что считал, что воздух чужих стран негативно сказывается на его творческих способностях, хотя был период в его жизни, когда он отчаянно мечтал покинуть страну.

Он потратил на написание оперы «Война и мир» одиннадцать лет, а ведь сам Лев Толстой потратил на написание романа в два раза меньше времени.

Его музыку любил Маяковский, его именем назван кратер на Меркурии, издана монета в честь столетия со дня рождения композитора, в его честь назван один из самолетов «Аэрофлота».

А мы предлагаем сегодня вспомнить самые знаменитые произведения Сергея Прокофьева и узнать немного о том, как и когда они были написаны.

«Петя и волк» (1936 год)

Эта симфоническая сказка для детей была написана Прокофьевым после возвращения в СССР. Музыка писалась для Центрального детского театра, где готовила свою постановку Наталья Сац. Интересно, что текст к сказке написал тоже сам Прокофьев. Эту удивительную сказку Прокофьев писал для того, чтобы познакомить детей со звучанием музыкальных инструментов. Именно поэтому за каждым героем сказки в произведении закреплен определенный инструмент и звучит определенный мотив: Петя представлен в сказке смычковыми струнными инструментами, скрипками, его мелодия напоминает пионерский марш, Птичка звучит флейтой, а Утка – гобоем, у нее мелодия немного «крякающая», мотив Кошки представлен кларнетом, ее мелодия грациозна и напоминает мягкую кошачью поступь, а тема Дедушки выражена звучанием фагота, немного напоминающим ворчание. Волк – это валторны, а охотники – это барабан и литавры.

РКН: сайт нарушает закон РФ

Симфоническая сказка «Петя и волк» вдохновила режиссеров и мультипликаторов на создание замечательных адаптаций: первым создал рисованный мультфильм «Петя и волк» Уолт Дисней в 1946 году, потом в 1958-м появился советский кукольный мультфильм, а затем в ГДР режиссёр Гюнтер Рётц в 1973 году снял кукольный мультфильм. В 2006 году короткометражный анимационный фильм «Петя и волк» был удостоен премии «Оскар».

Опера «Война и мир» (1942 год)

Либретто для этой оперы Сергей Сергеевич создавал в сотрудничестве с Мирой Мендельсон по одноимённому роману Льва Толстого. Его супруга Лина Ивановна рассказывала, что почитать «Войну и мир» композитору посоветовала певица Вера Духовская, с которой он встретился в Челябинске, где давал концерты, и в ответ на такой совет Прокофьев признался, что давно мечтает написать оперу на этот сюжет, хотя и понимает, что это потребует много времени.

Мира Мендельсон рассказывала, что читала роман Прокофьеву вслух, и когда она дошла до описания сцены встречи Наташи с раненым князем Андреем, композитор сказал, что видит эту сцену как оперную, и с того момента всерьез задумался о создании такого произведения. Сергей Сергеевич мечтал, чтобы его оперу поставил Сергей Эйзенштейн, но его мечтам не суждено было сбыться: режиссер начал уже думать над постановкой, даже делал зарисовки-эскизы, но у него был загруженный график, а позже он заболел.

РКН: сайт нарушает закон РФ

Об опере Прокофьева «Война и мир» Дмитрий Шостакович писал:

«Я, как и многие, считаю эту оперу гениальной. Особенно поражает в ней та правда интонирования, в которой отражены детальнейшие душевные движения персонажей. Но разве эти персонажи — те же самые образы, что живут на страницах великого русского романа? И разве поэтому само содержание оперы Прокофьева тождественно содержанию сочинения Толстого, с его собственной философией, его собственным отношением к широко показанной русской действительности XIX века? Мне думается, нет. Прокофьев создал свою оперу, свою „Войну и мир"».

Балет «Каменный цветок» (1950 год)

«Каменный цветок» или «Сказ о каменном цветке» Прокофьев написал, вдохновившись уральскими сказами Бажова. Он задумался о создании такого балета, когда писал свою «Золушку»: для Сергея Сергеевича было важно найти русский национальный сюжет, который лег бы в основу балета, и он изучал сказки Пушкина и «Снегурочку» Островского, но позже ему попалась «Малахитовая шкатулка», которая так ему понравилась, что он тут же приступил к работе.

РКН: сайт нарушает закон РФ

Его супруга Мира Мендельсон-Прокофьева занялась подготовкой либретто, ей помогал балетмейстер Леонид Лавровский. В основу балета были положены сказы «Горный мастер» и «Каменный цветок», но некоторые образы позаимствовали авторы из других историй Бажова — «Огневушка-поскакушка» и «Приказчиковы подошвы». Прокофьев провел много времени за изучением уральского фольклора, использовал мелодии народных песен. Леонид Лавровский вспоминал, что композитор работал над балетом с большим воодушевлением и с восторгом делился со своими близкими каждой удачной идеей. Правда, премьеру своего балета Прокофьев так и не увидел: он скончался за год до его первой постановки, и последний день своей жизни он провел за работой над оркестровкой номеров «Каменного цветка».

Балет «Золушка» (1944 год)

За создание этого балета Прокофьева наградили Сталинской премией. Это настолько знаменитая и узнаваемая музыка, что фрагменты балета часто исполняют в симфонических оркестрах самостоятельно.

Сергей Сергеевич писал «Золушку» в годы войны – с 1940 по 1944 год, и в ноябре 1945-го балет впервые поставили на сцене Большого театра. Заглавные роли в балете исполняли Ольга Лепешинская, которая танцевала партию Золушки, Михаил Габович, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Борис Пастернак был восхищен балетом, он писал об этом восторженно Галине Улановой, побывав на премьере.

РКН: сайт нарушает закон РФ

В 1960 году балет экранизировали Ростислав Захаров и Александр Роу, и в этой экранизации уже роль Золушки исполняла Раиса Стручкова. В 1985 году был снят телебалет «Золушка». «Золушку» Прокофьева много ставили на Западе: в 1948 году состоялась премьера «Балета Сэдлерс-Уэллс» на сцене театра «Ковент-Гарден» в хореографии Фредерика Аштона, в 1985 году состоялась премьера постановки Маги Марен в Лионской опере, в 1986 году в Парижской опере представил свой вариант прочтения балета Рудольф Нуреев, а в 1999 году Жан-Кристоф Майо представил свою версию балета в Монте-Карло.

«Ромео и Джульетта» (1935 год)

Это то самое произведение Прокофьева, которое отказывались играть на сцене артисты, но, по иронии судьбы, именно «Ромео и Джульетта» стал одним из самых популярных балетов двадцатого века.

Интересно, что в сюжете балета Прокофьева поначалу финал существенно отличался от оригинала, созданного Шекспиром – балет заканчивался счастливо, и этот факт вызвал резко негативную реакцию критиков. Творение Прокофьева называли «балетной фальшью» и «сумбуром вместо музыки», и под давлением негативного общественного мнения авторы балета приняли решение изменить концовку балета на привычную, трагическую. Но неудачи продолжали преследовать постановку, поэтому впервые «Ромео и Джульетту» увидели только в 1938 году, да и то за границей, в Брно, а сам Прокофьев на премьере не присутствовал.

Смотреть всё

Это, конечно, далеко не все произведения Сергея Прокофьева, которые важно знать и которые не оставляли равнодушными никого, кто их слушал. Но, возможно, именно с них следует начать знакомство с творчеством композитора, поскольку они были поистине знаковыми для своего времени и остаются до сих пор предметом гордости российской культуры.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также