В последнее время культура фанфиков приобретает все большую популярность. Безусловно, понятие «фанфик» совсем не новое: некогда популярный «самиздат» (творчество авторов, публикуемое самостоятельно без какого-либо пиара со стороны официальной литературы) в настоящее время приобрел поистине глобальные масштабы. Некоторые авторы фанфиков сделали головокружительную карьеру, их произведения стали бестселлерами. Да и среди неизвестных авторов, скромно публикующихся на таких ресурсах, как Фикбук или Wattpad, есть те, что поражают своим мастерством и фантазией. Среди направлений фанфикшна есть и «ориджинал», то есть произведения, в которых авторы разрабатывают оригинальные образы персонажей, часто целые вселенные. Но все-таки изначально «фанфикшн» ассоциируется с творчеством фанатов, которые в качестве своих литературных героев берут образы известных реально существующих личностей, поклонниками которых являются.
Наверное, одним из первых фикрайтеров, то есть авторов фанфиков, можно назвать Александра Дюма-отца: используя в своих романах образы реальных исторических персонажей, он приукрашал их немного (или много) и помещал в предложенные обстоятельства, добавляя в их жизнь интриги и приключения. Историки смеются и не рекомендуют изучать исторические события по произведениям Дюма, но многие из нас, чего грех таить, знакомы с такими историческими деятелями, как кардинал Ришелье, герцог Бэкингем, Мария Медичи, Людовик XIV, исключительно по историческим приключенческим романам этого писателя.
Какими же были реальные люди, ставшие основой для любимых многими поколениями литературных образов, созданных Александром Дюма? Давайте познакомимся с ними поближе.
Существовали ли в реальности д’Артаньян и три мушкетера?
Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян, безусловно, существовал. И был при дворе короля очень известной личностью. Правда, с кардиналом Ришелье он не мог быть знаком, поскольку, когда реальный д’Артаньян начал свою военную карьеру в Париже при королевском дворе в 1644 году, знаменитый кардинал Ришелье уже умер. До сих пор сохранилось и родовое поместье д’Артаньян – сейчас это коммуна Артаньян возле Вик-ан-Бигора, и дом, в котором вырос знаменитый капитан королевских мушкетеров — Кастельморский замок на границе графств Арманьяк и Фезансак на холме, между долинами рек Дуз и Желиз. Капитан д’Артаньян был достаточно известной исторической личностью, правда, многие события, в которых он участвовал по велению буйной фантазии Александра Дюма, с ним, конечно, не происходили. Он начал свою карьеру под начальством кардинала Мазарини и короля Людовика Тринадцатого уже тоже не застал. Но зато именно при д’Артаньяне полк королевских мушкетеров стал элитным подразделением, в которое стремились попасть наследники самых видных аристократических фамилий.
Арман де Сийег д’Атос д’Отвиль тоже существовал, правда, он был младше д’Артаньяна на пару лет. Реальный прототип Атоса приходился дальним родственником знаменитому де Тревилю, поэтому неудивительно, что он также приехал в Париж и был принят в роту королевских мушкетеров. Правда, история этого человека очень печальна: он погиб, бросившись защищать д’Артаньяна во время нападения на рынке Пле-о-Клер. Есть, правда, сведения, что погиб он во время дуэли. На момент гибели реальному Атосу было всего 28 лет. От родового замка в Беарне (коммуна Атос-Аспис в департаменте Пиренеи Атлантические), к сожалению, остались только руины.
Исаак де Порто, ставший в романах Дюма Портосом, тоже реально существовал, правда, вряд ли он служил в мушкетерах. Но точно был родственником де Тревиля и кузеном Армана де Сийега, то есть Атоса. Но зато мушкетером был его брат Жан, поэтому исследователи творчества Дюма считают, что в образе литературного Портоса автор совместил личности двух братьев. Сам же Исаак де Порто служил в роте Александра дез Эссара, правда, службу оставил достаточно рано, унаследовав бизнес отца и став нотариусом и секретарем парламента в Беарне. Прожил реальный Портос долго, был счастлив в браке и имел двоих сыновей. Также исследователи считают, что таким колоритным образ Портоса стал благодаря тому, что Александр Дюма добавил в него черты своего собственного отца, Тома-Александра Дюма, который был военным, служил при Наполеоне командиром кавалерии и близко дружил с императором. Современники вспоминают его как человека чести, обладавшего потрясающей физической мощью.
И прототипом Арамиса был реальный человек, которого звали Анри д’Арамиц. Этот беарнский дворянин также приходился родственником де Тревилю, соответственно, был родней и Атосу, и Портосу. Он поступил на службу в роту мушкетеров, но закончил военную карьеру довольно рано, женившись и уехав жить в родной Беарн. Арамис был счастлив в браке, у него родилось трое детей, а вот его аббатство – скорее всего, выдумка.
Правда, исследователи творчества Дюма считают, что в образ Арамиса писатель добавил черты своего деда Антуана Делиля Дави де ля Пайетри, который был женат на чернокожей гаитянской рабыне. В биографии этого человека было много неприглядного: есть, к примеру, сведения, что он продал своих детей в рабство, чтобы расплатиться с долгами.
Кем на самом деле была Миледи?
Есть несколько версий того, кто был реальным прототипом знаменитой Миледи (леди Винтер) из романа Александра Дюма «Три мушкетера». Самая популярная версия гласит, что в основу персонажа лег образ Люси Хэй, графини Карлайл, представительницы одного из самых знатных родов Англии. Отец этой девушки увлекался алхимией, за что его прозвали «Колдовским графом», а первым супругом девушки был граф Джеймс Хей, граф Карлайл, очень известный человек при королевском дворе в период правления Карла I. Люси Хей, камер-фрейлина королевы Англии Генриетты Марии, славилась своей красотой, была умна и остроумна, а еще известна тем, с какой легкостью пленяла сердца мужчин и с какой холодной расчетливостью использовала поклонников для достижения собственных целей. Среди ее любовников, к примеру, были такие люди как Томас Уэнтуорт, 1-й граф Страффорд и Джон Рут Пим, которые, как известно, были ярыми политическими противниками друг друга.
Ненависть Люси Хей к Джорджу Вильерсу, герцогу Бэкингему – общеизвестный факт: самолюбие светской львицы было уязвлено, когда видный государственный деятель, распутник, красавец и ловелас, бросил ее как очередную надоевшую любовницу. Считается, что именно из мести Люси Хей стала шпионкой кардинала Ришелье и сыграла свою роковую роль в истории с алмазными подвесками.
Кстати, об истории с алмазными подвесками
Произошла ли она на самом деле или является просто красивой выдумкой – судить сложно, поскольку источник у этой истории только один: «Мемуары» Франсуа де Ларошфуко 1652 года. Оттуда ее взял Александр Дюма и поместил в роман. Насколько она достоверна – вопрос, но Ларошфуко в реальности был любовником женщины, которая всю эту историю и замутила. Ее звали Мари Эме де Роган-Монбазон, герцогиня де Шеврез, и она была женщиной, славившейся своими интригами и участием в многочисленных заговорах против Ришелье, графа Суассонского, кардинала Мазарини. В своем романе Дюма использовал ее образ для любовницы Арамиса и Атоса, матери виконта де Бражелона. По свидетельству Ларошфуко, именно герцогиня де Шеврез, будучи подругой королевы Анны Австрийской, вместе со своим любовником графом Холландом устроили знакомство королевы с герцогом Бэкингемом, всячески способствовали возникновению между ними симпатии, а после и страсти. Эту связь решили использовать для собственных целей кардинал Ришелье и Люси Хей, каждый – по своим соображениям. Ну а продолжение истории очень виртуозно описал Дюма, практически в точности, как ее рассказывал Ларошфуко.
Откуда лилия на плече?
Что касается образа Миледи, то в него Дюма добавил черты еще одной исторической личности: Жанны де Люз Сен-Реми де Валуа, жившей примерно спустя столетие после описываемых в «Трех мушкетерах» событий. Знаменитое клеймо Миледи – как раз оттуда. У Жанны Валуа было два клейма: одно на груди, потому что женщина дернулась, когда палач её прижигал, а другое — на плече, как и полагалось по закону. Будучи внебрачной дочерью внебрачного сына герцога Орлеанского, Жанна выросла в монастыре, вынуждена была просить подаяние, а после вышла замуж за дворянина д’Артуа де ла Мотта, попала ко двору и пустилась во все тяжкие, стала сотрудничать с кардиналом Роганом против королевы Марии-Антуанетты и сыграла главную роль в истории, описанной в романе «Ожерелье королевы». Александр Дюма использовал элементы ее биографии, описывая историю про невесту графа де Ля Фер.
Оба прототипа Миледи, и Люси Хей, и Жанна де Валуа, не были казнены, а умерли довольно банально: Люси Хей скончалась от инсульта, а Жанна выбросилась из окна в приступе сумасшествия. Впрочем, есть мнение, что она инсценировала собственную смерть и позже появилась в России как графиня де Гаше и умерла гораздо позже в Старом Крыму.