Александр Хмелик. Что человек «не с той» профессией делал в кино?

У него была весьма интересная биография. Мало кто знал, что он, практически всю жизнь проработавший на телевидении, учился по такой профессии, которая была весьма далёкой от киноискусства. Дело в том, что в своё время Александр Хмелик поступил (да вы в жизни не поверите) учиться на полиграфа. Нет, конечно, наборщиком текстов работать он не собирался, хотя газеты в то время были самыми настоящими (не электронными и не цифровыми). В институте его учили принципам работы на сложных полиграфических машинах, а также тому, как эти машины работают. В общем, вышел бы из студента-заочника очередной технарь, если бы не… умение писать. А писал он здорово: любое, даже самое незначительное событие он мог подать так, что значимость возрастала.

Александр Хмелик. Кадр из фильма «Что такое Ералаш?», 1986 г.

Реклама

Добавить можно то, что в литературу Хмелик вошёл именно как журналист. С 1948 года в печати регулярно выходили его фельетоны, очерки и весёлые рассказы. И всё же известность ему принесли не газетные статьи, а пьеса «Друг мой, Колька». В этом произведении, которое посвящено жизни подрастающего поколения тринадцати-четырнадцати лет, не просто описывалась жизнь подростков. Эта пьеса, затрагивающая жизнь юношества с их заботами, радостями и трудностями, вызвала интерес не столько своими драматургическими качествами. Будучи достаточно проработанной и в какой-то степени простодушной, с несложным конфликтом, она нашла живой отклик у зрителей, поскольку её настроение идеально совпадало с настроениями литературы эпохи «оттепели». Отвага автора заключалась не в глубоком анализе реальных проблем, с которыми сталкиваются подростки, а в том, что он одним из первых ОТКРЫТО заговорил о существовании хоть каких-либо трудностей подросткового периода.

Но вернемся к Хмелику-студенту. По специальности Александр так работать и не стал, и вообще не доучился год на своём полиграфическом факультете, оставшись на всю жизнь с незаконченным высшим. Зато из него вышел…

А вот тут давайте-ка всё по порядку. И начнём мы с «Ералаша».

Конечно, имя Александра Хмелика знакомо не так хорошо, как имя Бориса Грачевского, но недооценить вклад этого человека в создание детского киножурнала невозможно. Это был не просто киножурнал, это был феномен, запечатлевший на киноплёнке сотни моментов из жизни советских и российских детей. А вообще, мало кто знает, какой путь проделал этот популярнейший проект, прежде чем попал на экраны телевизоров.

На самом деле, его история – это история череды совпадений и труда талантливых людей. Истоки «Ералаша» лежат в идее создания детского аналога популярного и любимого многими журнала «Фитиль». Начать работать над проектом под названием «Фитилёк» пришло в голову режиссёру Алле Суриковой. Ради того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь, Сурикова обратилась в ЦК КПСС. Одобрение она получила и даже сняла несколько короткометражек, но… потом почему-то проект был забыт. Видимо, привыкшие к работе над исключительно «взрослыми» сюжетами, режиссёры никак не могли подобрать нужные истории для детей. Ну, и с самими детьми в главных ролях, соответственно.

Возрождение «Фитилька» произошло благодаря творческому тандему Бориса Грачевского и Александра Хмелика. Последний, успев к тому времени поработать корреспондентом на всесоюзном радио, в газете «Пионерская правда», в журнале «Вожатый», взялся вместе с остальными за разработку концепции коротких, остроумных и поучительных сюжетов о детях. Примечательно, что название «Ералаш» принадлежало дочери Хмелика. Это слово замечательно отражало шумный, весёлый и непредсказуемый характер будущего проекта.

Первый выпуск детского киножурнала увидел свет в 1974 году, и состоял он из трёх миниатюр, первой из которых стала экранизация сценария Агнии Барто «Позорное пятно». Успех был настолько ошеломляющим, что на телевидение полетели письма как от детей, так и от родителей с просьбами снимать «Ералаш» и дальше.


Просьбы просьбами, но, несмотря на все старания, в год получалось делать всего по шесть выпусков. Первоначально они демонстрировались исключительно в кинотеатрах перед началом показа фильма. В специализированных детских кинотеатрах выделяли отдельный сеанс, на котором показывали сборники «Ералаша». И только спустя какое-то время их стали показывать по телевизору.

Вообще, «Ералаш» — это не просто сборник юмористических сценок. Правильнее было бы сказать, что этот киножурнал – отражение эпохи, в которой довелось жить многим из нас. Выпуски, созданные во время существования СССР, вызывают ностальгию у тех, кто когда-то носил пионерский галстук, жил в малометражных квартирах. У тех, чьи интересы разительно отличались от интересов теперешних детей. И атмосфера детства в те годы была совершенно другой.

Александр Хмелик, который долгое время оставался на посту главного редактора «Ералаша», внёс неоценимый вклад в развитие этого культурного феномена. Его опыт, знания и умение видеть в детском мире бесконечный источник юмора и мудрости, стали залогом популярности и долголетия киножурнала.

История «Ералаша» — это история таланта, труда и любви к детству, и Александр Хмелик занимает в этой истории почётное место.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также