Беляев и Леонов: когда в связке одной с тобой — Герой

Парня в космос тяни, рискни! Когда говорят о человеке, делающем шаг в неизведанное, зачастую, с риском для жизни, открывающем дверь в непознанное, стоило бы сказать и о том, кто остаётся его ждать по эту сторону двери. Ждать, надеяться на лучшее и внутренне быть готовым к худшему. Кто идёт с ним в одной связке и в котором надо быть уверенным не на сто, а на тысячу процентов — только так можно выжить.

Экипаж КК «Восход-2» — космонавты Леонов А.А. и Беляев П.И. в скафандрах на стартовой площадке космодрома Байконур. Фото: roscosmos.ru

Реклама

Наверное, именно поэтому, когда говорят об Алексее Леонове, совершившем первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года, всегда упоминают, что эта эпохальная миссия была выполнена не только им, но и ещё одним советским космонавтом Павлом Ивановичем Беляевым. И роль Беляева в этом полёте была такой же важной, как и у Леонова, даже ключевой, хотя в открытый космос он не выходил.

Самый старший

Павел Беляев поступил в первый отряд советских космонавтов в том же 1960 году, что и Гагарин с Леоновым, правда, на пару месяцев позже, чем они. Он был в этом отряде старшим во всех смыслах – и по возрасту, и по званию (он был майором), и по должности (на тот момент он был уже командиром эскадрильи). Его любили в отряде, уважали, звали только по имени-отчеству – его единственного.

Судьба сложилась так, что Павлу Беляеву удалось слетать в космос всего один раз. Это был тот самый полёт на корабле «Восход-2» в качестве командира корабля, когда вторым пилотом был Алексей Леонов.

Когда пошли разговоры о подготовке выхода человека в открытый космос, все понимали: там, в космосе, может произойти всё, что угодно. Но совершить выход было важно. И важно было совершить его раньше американцев, которые тоже планировали сделать это в марте. Выход в открытый космос означал начало гонки за Луну.

Подготовка к полёту

Для осуществления выхода человека из корабля в открытый космос была разработана особая система шлюзования: шлюзовая камера «Волга» в сложенном состоянии находилась до того момента, пока корабль выйдет на орбиту, и уже в космосе должна была надуться. Перед сходом с орбиты на обратном пути шлюзовая камера должна была отсоединиться от корабля.

Проводились испытания в беспилотном режиме: в конце февраля 1965 года запустили аппарат «Космос-57», который был оснащён такой же системой шлюзования. Проверка работ системы прошла отлично, но возникла аварийная ситуация на обратном пути, и аппарат начал спускаться в незапланированном районе. Но из-за этой ситуации полёт отменять не стали.

Попутного солнечного

Основной экипаж для этого полёта, состоящий из Беляева и Леонова, был утверждён ещё летом в 1964 году, а в день запуска перед стартом 3 человека находились в скафандре: Беляев, Леонов и Хрунов, который был готов заменить и первого, и второго: и командира, и пилота.

Напутственные слова Королёва «Я прошу одно. Ты, Лёша, только выйди из корабля и войди в корабль. Пусть солнечный ветер будет тебе попутным» прозвучали легко, запомнились надолго, но давление на космонавта было огромным: груз ответственности, ожидания советского народа, да и всего человечества.

Старт ракеты-носителя с КК «Восход-2» с космодрома Байконур. Фото: roscosmos.ru

Реклама

На 100%

Но каково было давление на Павла Беляева, человека, который остался внутри корабля – остался ждать и был готов принимать меры, какая бы нештатная ситуация ни произошла? Он был единственным, на кого Леонов мог рассчитывать, кому мог доверить свою судьбу, случись что-то катастрофическое.

Разные ситуации прорабатывались перед полётом: нашлись психологи, которые советовали Королёву сказать Беляеву перед стартом, чтобы, в случае чего, отстёгивал Леонова и возвращался на Землю один. Однажды даже у самого Леонова в интервью спросили, правда ли это. Тот только посмеялся:

«Враньё, никогда бы в жизни Паша на это не пошёл! Мы с ним предвидели всякие ситуации и даже проводили тренировки: если я потеряю сознание, то он разгерметизирует весь корабль, выйдет наружу и вернётся в него вместе со мной. Я был на 100% в нём уверен. И такая вера — великое дело. Именно потому я не думал ни о каких „вдруг“ или „если“, а просто делал то, что было положено. Паша был удивительный, надёжный парень, и отношения у нас были замечательные».

В отличие от импульсивного Леонова, Беляев был спокойным и немногословным человеком, но, по воспоминаниям летчиков-космонавтов из того самого первого отряда, он был фантастически надёжным. За плечами у Павла Ивановича был опыт фронтового лётчика: он участвовал в боевых действиях против японских милитаристов в августе и сентябре 1945 года в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии Тихоокеанского флота.

На грани

Как мы знаем из многочисленных интервью, публикаций, из вышедшего недавно фильма «Время первых», ситуаций на грани выживания было несколько.

Алексей Леонов покинул корабль, и именно голос Павла Беляева оповестил человечество: «Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!».

Вот только через те самые 12 минут 9 секунд вернуться в корабль оказалось задачкой не из лёгких: скафандр раздулся из-за давления, Леонов просто не мог протиснуться назад, и пришлось сбрасывать давление в скафандре до минимального уровня, что было крайне рискованно для жизни. Подробности этой ситуации описаны самим Леоновым в его докладе, полный текст которого только недавно опубликовал Российский государственный архив научно-технической документации.

Космонавт Леонов А.А. в открытом космосе во время полета КК «Восход-2». 18 марта 1965 г., кадр из к/ф «В скафандре над планетой». Фото: roscosmos.ru

Реклама

И когда Леонов, наконец, оказался в корабле, случилась следующая нештатная ситуация, с которой пришлось справляться уже Беляеву. В «Восходе-2» начало расти содержание кислорода, и это было плохо вдвойне: от любой искры корабль мог взорваться, да и для посадки запаса кислорода могло не хватить. В течение семи часов корабль напоминал пороховую бочку, а после в корабле поднялось давление, крышка люка, которая после выхода Леонова захлопнулась не до конца, закрылась и техника перестала нагнетать кислород, чтобы восстановить потери воздуха.

Но случилась другая нештатная ситуация: отказала автоматическая система солнечного ориентирования корабля. И перед командиром корабля встала новая задача: включить ручное управление, самостоятельно ориентировать судно и включать тормозную двигательную установку. И тогда впервые в мире Павел Беляев на ручном управлении спустил корабль с орбиты и выполнил приземление. До этого момента посадкой космического корабля управляли автоматизированные системы. Определить положение корабля было сложно, сидя в креслах, поэтому Беляев отстегнулся, и Леонов удерживал его у иллюминатора, пока командир выстраивал ориентацию корабля. Нужно ведь было не просто приземлиться, а приземлиться именно на территории СССР, а не в какой-нибудь недружественной стране.

«ВН»

А в Москве, не получая от космонавтов вестей, уже были готовы к самому худшему. Гай Северин, руководитель и генеральный конструктор НПП «Звезда», рассказывал:

«От них не было вестей. Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».

Это случилось после того, как космонавтам удалось азбукой Морзе передать сигнал «ВН» — все нормально, и сигнал этот засекли случайно на Сахалине. «Восход-2» приземлился в 30 км от города Березники Пермской области 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд.

И снова нештатная ситуация: глухая тайга, температура -25, определить координаты местонахождения невозможно. Проблема усугублялась тем, что скафандры были влажными, их пришлось снять, бельё на космонавтах тоже промокло – пришлось выжимать. В итоге единственным спасением было – обмотаться экранно-вакуумной теплоизоляцией обшивки кабины, состоявшей из девяти слоёв алюминизированной фольги.

Член экипажа KK «Восход-2» космонавт Леонов А.А. на месте посадки спускаемого аппарата. Пермская область. Фото: roscosmos.ru

Реклама

Охотник, обнаруживший их в лесу, передал в Москву примерное местонахождение, но точные координаты он не мог сообщить, и район начали прочёсывать вертолёты из Свердловска. Спустя сутки космонавтов нашли, и, по интересному совпадению, руководил эвакуацией экипажа испытатель по фамилии Беляев.

Уже 23 марта 1965 года Павлу Беляеву и Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Они, действительно, были первыми, и они, действительно, были героями. Они доказали всеми миру возможность работы человека в открытом космосе и дали старт созданию орбитальных станций, проведению ремонтных работ на спутниках, подготовке к пилотируемым экспедициям на Луну.

И роль Павла Беляева в успехе этой миссии переоценить невозможно: как командир, он руководил сложнейшими этапами полёта, включая ручную ориентацию корабля и поддержку напарника в критических ситуациях. Без его профессионализма и самообладания невозможно было бы завершить этот полёт так, как он завершился — благополучно.

К сожалению, Павел Иванович Беляев ушёл из жизни всего через 5 лет после своего знаменитого полёта — 10 января 1970 года в Москве в возрасте всего 44 лет. Но успел вписать свое имя в историю космонавтики золотыми буквами. Его имя достойно стать символом мужества, профессионализма и ответственности. Ведь Павел Беляев и его второй пилот Алексей Леонов своей смелостью и решимостью сделали возможным то, что казалось невозможным.

Об этом событии снят фильм «Время первых», который вышел на экраны в 2017 году. Конечно, это не документальное кино, а скорее научная фантастика, в основе сюжета которой лежит история полёта Леонова и Беляева. Говорят, что Алексей Леонов выступил главным консультантом фильма и ему понравилось то, что в итоге получилось.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также