«Без сна на Заречной улице»: как снимался фильм, сделавший звездой Николая Рыбникова

Николай Рыбников — имя, ставшее символом целой эпохи в советском кино. Слава к нему пришла после фильма «Весна на Заречной улице» 1956 года, в котором он сыграл главную роль. Именно с этого фильма началась история самого яркого, харизматичного и узнаваемого советского актёра тех лет: на его фильмы в кинотеатры невозможно было купить билеты, песни, которые он исполнял в фильмах, пели во дворах под гитару, популярность Рыбникова была поистине оглушительной. Сегодня рассказываем о том, как снимался фильм «Весна на Заречной улице», ставший одним из самых популярных фильмов пятидесятых годов и собравший в кинопрокате больше тридцати миллионов зрителей.

Николай Рыбников. Кадр из фильма «Весна на Заречной улице», Одесская киностудия, 1956 г.

Реклама

Сюжет, который тронул сердца миллионов

Сюжет фильма прост — один из тех мелодраматических сюжетов, которые и сегодня цепляют сердца зрителей всех возрастов. Выпускница пединститута Татьяна Левченко приезжает в город с большим металлургическим комбинатом и получает направление на работу в школу рабочей молодёжи. В этой школе учится Саша Савченко, ударник труда, сталевар, который влюбляется в учительницу. Вместе они проходят через непростую историю принятия собственных чувств.

От дипломной пьесы к первому фильму: сценарий, вдохновлённый Маяковским

Для Марлена Хуциева это была первая режиссёрская работа. В тот момент он, окончив ВГИК, работал вторым режиссёром на Одесской киностудии. Его друг Феликс Миронер, с которым они вместе учились и даже были соавторами дипломного проекта, тогда работал ассистентом режиссёра в Киеве, и у него уже была написана собственная одноактная пьеса, которую он мечтал экранизировать. Как вспоминал позже Марлен Мартынович, Миронера на создание сценария вдохновил фильм 1918 года «Барышня и хулиган», сценарий к которому написал Владимир Маяковский.

Хуциев написал по пьесе сценарий, но его не одобрили, и тогда они вместе с Миронером сели за доработку. В конце концов в план съёмок фильм включили, но директором киностудии Александром Горским было поставлено условие: Хуциев и Миронер должны работать в паре.

«Нам удалось его отстоять»: борьба за главную роль

Авторы фильма пригласили в команду выпускников ВГИКа, операторов Радомира Василевского и Петра Тодоровского, а на главную роль запланировали взять Николая Рыбникова, с которым были соседями в общежитии ВГИКа.

Составили список городов, в которых были металлургические комбинаты, поехали их смотреть, но в результате на первом же городе металлургов и остановились – им оказался город Запорожье. Однако по возвращении на киностудию их ждал неприятный сюрприз: вместо Николая Рыбникова на главную роль уже утвердили другого актёра.

Об этом Хуциев позже писал: «…были проблемы с утверждением Коли Рыбникова на главную роль, но нам удалось его отстоять». Оказалось, что директор киностудии Александр Горский, понимая, что с таким смелым для тех времен сценарием, да ещё и совсем «зелёной» съёмочной группой, состоящей сплошь из молодёжи, он достаточно рискует, на главную роль решил взять кого-то более надёжного. Он даже успел уговорить на это Феликса Миронера, но Хуциев бился за Рыбникова до последнего: он снял пробы с Николаем Николаевичем и доказал, что тот идеально подходит на роль.

Настоящая учительница и настоящий сталевар: подготовка к ролям

Интересно, что Нина Георгиевна Иванова, сыгравшая роль учительницы, хоть и снималась с детства в кино, не была профессиональной актрисой. После того, как в десятилетнем возрасте она сыграла роль в фильме Виктора Эйсымонта, она поступила в медицинский институт и собралась продолжить карьеру в медицине, но подруга, учащаяся во ВГИКе, предложила ей роль в дипломном фильме. Этот фильм увидел Марлен Хуциев и пригласил Нину Иванову на главную роль. Кстати, на съёмках фильма Нина Георгиевна познакомилась со своим будущим мужем – им оказался тот самый оператор Радомир Василевский. Карьеры актрисы в дальнейшем у неё не сложилась, но всё равно вся последующая жизнь была связана с кино: она до самой пенсии проработала на Киностудии имени М. Горького помощником режиссёра и позже – вторым режиссёром. Она даже стала автором нескольких выпусков киножурнала «Ералаш».

Съёмки фильма проходили в Запорожье на заводах «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь», в парке «Дубовая роща», в 47-й и в 4-й средних школах рабочей молодёжи на Павло-Кичкасе, в райвоенкомате и во Дворце культуры имени С. М. Кирова, а также в Одессе, в парке «Победа».

В работе над ролью Николаю Рыбникову очень помог заслуженный сталевар Украины, Герой Социалистического Труда Григорий Пометун, которому тогда было 23 года. Актёр неделями у мартеновских печей учился варить сталь под руководством своего наставника и даже неплохо сработался с коллективом сталеваров, никогда не отлынивал от работы, а потом подарил коллегам новую робу, которую ему выдали для съёмок фильма, оставив себе поношенную.

Нина Иванова тоже проходила обучение под руководством настоящего учителя русского языка и литературы Светланы Косицыной, училась, к примеру, правильно читать диктант.

Нина Иванова. Кадр из фильма «Весна на Заречной улице», Одесская киностудия, 1956 г.

Реклама

«Без сна на Заречной улице»: жизнь на съёмочной площадке

Съёмочная группа проводила время за пределами съёмочной площадки весело: устраивали розыгрыши друг другу, посиделки с гитарой до самого утра. Пётр Тодоровский рассказывал, что в шутку съёмочная команда называла фильм «Без сна на Заречной улице».

Производство картины серьёзно отставало от плана, съёмки затягивались, киностудия постоянно упрекала съёмочную группу в затягивании процесса и перерасходе пленки, критиковали за серость кадра и несовершенства в сюжете.

По словам одного из актёров, Геннадия Юхтина, над фильмом несколько раз нависала угроза закрытия. Но фильм отстоял сам директор киностудии Александр Горский, который сказал, что пока он директор, «Весна на Заречной улице» будет сниматься. В итоге съёмочный процесс растянулся на 3 года.

Когда же картину рассматривали на Худсовете, авторы услышали столько нелицеприятного, что совсем упали духом. По воспоминаниям Петра Тодоровского, члены худсовета возмущались, как могли доверить снимать фильм бестолковой молодёжи, указывали на многие недостатки фильма, в частности, на путаницу во временах года – на экране слишком быстро сменялись осень, зима, весна. Но виновата в этом была погода: слишком быстро в 1956 году растаял снег, так что была мысль даже поехать доснимать в Новосибирск, часть команды успела уехать, и в Запорожье вдруг пошёл сильный снег, так что пришлось возвращаться. Правда, продержался снег очень недолго, и актёрам приходилось падать в сильно подтаявший снег, под которым уже образовались лужи.

Успех, которого никто не ждал: от зрительных залов до многолетней славы

После выхода фильма авторы Хуциев и Миронер попали в кинотеатр только через месяц, и уже тогда услышали, как в зрительном зале люди подпевают песням в фильме и договаривают за актёрами их коронные фразы. И тогда они поняли, что случился успех.

Критики позже оценили фильм по-разному, но работа оператора Петра Тодоровского впечатлила всех: он умело чередовал общие и индивидуальные планы. Работа режиссёров тоже была высоко оценена. Фильм хвалили за «обилие жизненных наблюдений и очень личных лирических раздумий», за то, что «созидательный труд воспет здесь без ложного пафоса, цветистых фраз», за «свежесть видения мира, тонкий подход к человеческой психологии и внимательный перенос её нюансов на экран», и, главное, за отсутствие штампов.

Песня «Когда весна придёт, не знаю» на стихи Алексея Фатьянова и музыку Бориса Мокроусова в исполнении Николая Рыбникова буквально ушла в народ. Изначально музыка Бориса Мокроусова звучала в спектакле о шахтёрах «Макар Дубрава» по пьесе Александра Корнейчука, который ставил театр имени Вахтангова, но потом спектакль сняли с репертуара, и мелодию использовали для фильма, подарив ей вторую жизнь. В фильме, кстати, соло на гитаре исполняет Пётр Тодоровский. Эту песню до сих пор поют в семейном кругу, во время застолий, в кругу друзей и во время посиделок с гитарой у костра.


Популярность фильма пережила сам Советский Союз: в Запорожье на проспекте Металлургов есть памятник Саше Савченко, есть даже улица Заречная в Одессе и Запорожье.

В 2010 году при участии самого Марлена Хуциева была выпущена колоризированная версия фильма, которую увидели зрители российского Первого канала и украинского канала СТБ.

«Весна на Заречной улице» — это уже не просто фильм. Он будто бы стал живой нитью, соединяющей поколения: от тех, кто впервые услышал «Когда весна придёт, не знаю…» под гитару во дворе, до современных зрителей, впервые увидевших фильм в его колоризированной версии на экране телевизора. Николай Рыбников, с его светлой улыбкой и трогательной искренностью, стал неотъемлемой частью этой истории — не только как актёр, но как человек, сумевший вложить в образ Саши Савченко всё тепло своей души. Фильм, снятый почти на энтузиазме, с риском быть закрытым и без гарантий успеха, сегодня — классика, а его главный герой — вечный символ юности, труда и настоящей любви. И, пожалуй, именно в этом — подлинная победа «Весны на Заречной улице»: не в цифрах проката, а в сердцах миллионов.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также