Что рассказывают про Аркадия Райкина за кулисами?

Кто для вас Аркадий Райкин? С чем ассоциируется? С улыбкой, шутко��, талантом? Наверное, человек, далекий от актерской среды, ответит именно так. Но если вы – гражданин театрального закулисья, если вы уже пропитаны запахом декораций и воспитаны на подробностях театральных историй, то имя Райкина будет ассоциироваться со словом «случай». И не в том смысле, что его к его жизни или творчеству можно хоть как-то отнести слово «случайность», а в том смысле, что любой актер или режиссер, сценарист, осветитель или звукотехник обязательно, услышав имя Аркадия Райкина, скажет: «А знаешь, был такой случай…» И начнет рассказывать.

Аркадий Райкин. Фото: кадр из видео

Реклама

Потому что с Аркадием Райкиным постоянно что-то случалось, что-то происходило: смешное, нелепое, грустное и удивительное, даже иногда неприличное, о каком расскажут только в самом узком кругу… Но факт остается фактом: Аркадий Райкин – человек, о котором всегда есть, что рассказать.

Предлагаем подслушать некоторые, самые интересные театральные байки про Аркадия Райкина.

Байка первая: о том, как подставили Чарли Чаплина

Имя Чарли Чаплина довольно часто упоминается в связи с именем Аркадия Райкина. Леонид Ярмольник даже говорил:

«Мир не ценит наследие и традиции Аркадия Райкина. А ведь он – настоящий русский Чаплин. Райкин до сих пор является высочайшим ориентиром для эстрады с точки зрения вкуса. В нем все было настолько гармонично, что до сих пор не родилось ни единого деятеля эстрады, который мог бы с ним сравниться».

Интересно то, что выступление, которое определило для Райкина всю его дальнейшую творческую судьбу и сделало из него знаменитость, также было миниатюрой, в которой Райкин изображал Чаплина. Но то, самое легендарное, выступление было чуть не сорвано Николаем Смирновым-Сокольским, который в то время был уже мэтром жанра эстрады: Смирнов-Сокольский решил подшутить (или подставить?) молодого артиста (который уже тогда был сильным конкурентом!) и просто спрятал трость, с которой Райкин собирался выступать. А, как известно, Чарли Чаплина без трости не бывает. Райкин обегал весь театр, пытаясь найти либо саму трость, либо хоть что-то, что могло трость заменить. В итоге он выступал с палкой, которую удалось выпросить у гардеробщиц. Выступление имело необыкновенный успех. И если учесть, что имя Райкина знает сейчас весь мир, а Смирнова-Сокольского – только узкие театральные круги, шутка явно не удалась.

Байка вторая: если бы у Райкина был паяльник…

Репертуар для Райкина писали разные люди. Среди них было и творческое объединение «Настроевы», которое включало в себя трех человек, поэтому так и называлось: «нас трое». Это были драматурги из Ленинграда Евель Бапдинский, Борис Ахматов (Зислин) и Александр Кусков.

Однажды участники этого драматургического трио пришли в гости к Райкину, чтобы обсудить материал для монологов. И вдруг во время бурного обсуждения за столом настольная лампа замигала. Один из драматургов предложил починить лампу и спросил: «У вас в доме найдется паяльник?».

Ответ Райкина вошел в число самых популярных остроумных высказываний в театральной среде. Райкин ответил:

«Кецелэ майнэ (евр.: «кошечка моя»), если бы у меня был паяльник, разве я стал бы заниматься всей этой ерундой!»

Байка третья: миниатюры, придуманные под обстрелом

Аркадий Райкин засобирался на фронт уже на следующий день после начала войны: помочь, чем может, поднять боевой дух, поддержать бойцов. «Артист – это тоже боевое средство победы над фашизмом» — так было сказано в «Обращении ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусства.

На тот момент Райкину было 30 лет, он только-только стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, стал худруком Ленинградского театра эстрады и миниатюр, и вот с этим театром он и отправился на фронт. Знаменитые миниатюры, которые после прославили Аркадия Райкина и стали его визитной карточкой, были придуманы именно на фронте, во время таких вот выступлений. Фронтовой зритель был самым требовательным: над чем попало смеяться не будет, на войне-то особо не до смеха. Так что после фронта никакая цензура Райкину была уже не страшна: самую страшную цензуру в своей жизни он уже пережил там, на фронтовых площадках, вызывая улыбки и смех у людей, многие из которых во время таких представлений смеялись, может быть, в последний раз в своей жизни.

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ

В 1945 году А.Райкин был награждён орденом Отечественной войны 2-й, а потом и 1-й степени за культурно-массовое обслуживание и организацию концертов для личного состава Черноморского флота, Туапсинской и Потийской военно-морской базы, ВВС ЧФ и награжден медалью «За оборону Кавказа», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

Так говорил Райкин!

Об Аркадии Райкине любят рассказывать, но еще больше его любят цитировать, потому что так искрометно, точно, остроумно высказаться по самым разным вопросам могут немногие.

К примеру, однажды режиссеру Борису Львову Райкин сказал: «Женатому человеку плохо дома, холостому – везде!».

А выражение «Дураки вы все!» стало настолько расхожим и привычным, что многие и не подозревают, что принадлежит это высказывание Аркадию Райкину и полностью звучит так: «Слушал я вас долго, терпеливо и внимательно и понял – ну и дураки же вы все!».

Аркадий Райкин. Фото: кадр из видео

Реклама

Еще одно, такое же популярное, его высказывание является репликой из миниатюры: «Пить, курить и говорить я начал одновременно».

Хотя, конечно, делить творчество Райкина, да, наверное, как и всю его жизнь, на цитаты и байки неправильно: он был очень цельным, гармоничным человеком, в его образе была важна каждая деталь, каждая улыбка, ухмылка, не к месту поставленное ударение…

Таких людей за всю историю российской культуры было немного, а во многих вещах, жанрах и творческом стиле Райкин как был таким один, так единственным и остается.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также