Наверное, нет другого такого танцора в истории, имя которого звучало бы так громко, на всю планету. Благодаря уникальной сольной танцевальной программе «Танцы народов мира» Махмуда Эсамбаева узнали и полюбили в самых разных уголках мира. Танец «Золотой Бог» впечатлил жителей Индии, за композицию «Хорабио тапатио» мексиканцы просто боготворили советского танцора. Он осваивал свой бразильский танец «Макумба» при горячей поддержке и деятельной помощи самих жителей Бразилии, а колумбийцы были просто ошарашены, когда увидели в его исполнении свой национальный танец «Бамбуко». Он был человеком мира, и ему не нужно было учить десятки иностранных языков, чтобы понимать людей в разных странах: он говорил с ними на языке танца, и недопонимания не возникало.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Предлагаем несколько интересных фактов из жизни этого уникального человека, о котором, кажется, написано уже все и снято множество фильмов, но все-таки некоторые факты из его биографии могут быть вам интересны.
Папаха Махмуда Эсамбаева
Фото: esambaev.ru
Таким великим земляком, как Эсамбаев, гордятся и жители Чечни, и киргизы: танцор родился в Чечне, в селении Старые Атаги, но долго жил и работал в Киргизской ССР, куда добровольно отправился в депортацию вместе с остальными чеченцами, хотя ему лично было предложено остаться в Пятигорске. Там, в поселке Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области он работал руководителем кружка народного танца в сельском доме культуры.
Но своей принадлежностью к чеченскому народу гордился всю жизнь. И всегда носил папаху, которую снимал только во время выступлений и перед ветеранами войны. Эта знаменитая папаха была, своего рода, визитной карточкой Эсамбаева. Рассказывали, что сам Брежнев, разглядев в зале съезда народных депутатов эту папаху, говорил: «Ага, папаху вижу, значит и Махмуд здесь. Все можно начинать».
Более того, ему единственному в Советском Союзе чеченские власти разрешили сфотографироваться на паспорт, не снимая этого головного убора. В папахе Эсамбаев был сфотографирован и на удостоверение депутата Верховного совета СССР.
На вопрос о том, почему Эсамбаев всегда в головном уборе, танцор отвечал: «Я папаху перед королями и президентами не снимал» и шутил, что под папахой скрывает лысину.
Папаха для Эсамбаева, как для каждого чеченца, была показателем его чести, достоинства и социального статуса. Считается, что если надел мужчина папаху, то снимать ее перед кем-то, обнажая голову, не имеет морального права.
«Чем так ходить, чем жить, ползая по земле, лучше умереть»
Эти слова Махмуд Эсамбаев сказал однажды своему племяннику, приехавшему в Москву заботиться о дяде, у которого случился инсульт. Саид-Абдул Эсамбаев сейчас возглавляет благотворительный фонд Махмуда Эсамбаева, а тогда постоянно сопровождал артиста, выводил его на прогулки, и сам Эсамбаев прикладывал просто нереальные усилия, чтобы восстановиться. Он не мог толком ходить, но племянник шутил, чтобы тот не забывал «тянуть носок». И однажды Эсамбаев, который привык не просто ходить – порхать над землей в танце, с горечью сказал: «Знаешь, чем так ходить, чем жить, ползая по земле, лучше умереть».
Но племянник посоветовал дяде вспомнить о том, с какой силой воли он добивался все новых и новых высот в танце, шел против воли отца, который не одобрял его занятия хореографией, не считая танец достойной профессией. И Эсамбаев вспомнил, и восстановление пошло гораздо динамичнее.
Фото: esambaev.ru
«Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете»
Эти слова сказал не сам Эсамбаев – их произнес начальник госпиталя, который собирался ампутировать танцору ногу после того, как во время фронтового концерта Эсамбаев был ранен осколком. Об этом случае рассказывал Герой Советского Союза Борис Громов, глубоко уважавший и искренне восхищавшийся артистом.
Более четырехсот концертов дал Махмуд Эсамбаев на передовой, а когда случилось ранение, попал в госпиталь и услышал от врачей неутешительный вердикт: ногу нужно ампутировать. И сразу же написал расписку-отказ. И сказал: «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать».
А потом ногу ему лечила бабушка исключительно народными средствами, и уже через месяц Эсамбаев снова танцевал. И вот тогда начальник госпиталя, увидев танцующего на обеих ногах Махмуда, воскликнул: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете».
Танец на стеклах
В 1957 году Махмуда Эсамбаева пригласили принять участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Денег на костюм для выступления не было, поэтому жена Эсамбаева Нина Аркадьевна продала ковер и свою швейную машинку, а бабушка даже продала корову. Всей семьей набрали достаточно денег, чтобы сшить достойный костюм для выступления. На этом конкурсе не обошлось без интриг: выйдя на сцену, Махмуд Алисултанович увидел под ногами битое стекло. Но и бровью не повел: выступил великолепно, правда, вся сцена после его танца была в крови, а ноги – изрезаны осколками. Эсамбаев ушел со сцены, и ему стало плохо за кулисами. Но в итоге он вышел победителем: золотую и две серебряные медали присудило ему жюри фестиваля. А тот самый соперник, из-за которого и плелись все эти интриги, публично пожал ему руку и признал лучшим.
«Оставляйте после себя только хорошее»
Махмуд Эсамбаев был известен своей мудростью. Современники рассказывали, что с ним всегда было интересно, от него исходила бесконечная доброта, он был щедр на добрые и правильные советы. Никогда не делил людей ни по национальностям, ни по цвету кожи. Его знаменитые слова: «Главное — будьте людьми, несите в себе добро, а в темноте мы все одинаковые». И терпеть не мог сплетен, ссор, публичных разборок. Он считал, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные вещи.
Фото: esambaev.ru
Но особенной, отличительной чертой его всегда было потрясающее чувство юмора. Шутить он умел, любил, и некоторые его остроумные ответы любят пересказывать и биографы, и современники. К примеру, на вопрос о том, какая у него заветная мечта, он отвечал: «Хоть один раз в жизни досыта наесться. Чтобы понять мое желание, попробуйте поститься изо дня в день, постоянно». А на вопрос о том, почему такой великий человек как он не имеет собственных телохранителей, отвечал: «А где вы видите тело?».
Надо сказать, к себе он относился строже всего: его режим жизни вряд ли кто-то смог бы повторить. Спал мало, иногда всего несколько часов, ограничивал себя в еде, в отдыхе.
Случайно увидеть танец и повторить
Среди особых, удивительных качеств Эсамбаева нельзя не упомянуть его потрясающую хореографическую память. Известен случай, когда, будучи на гастролях в Колумбии, он случайно на улице увидел, как местные жители танцуют «танец бамбука». Уже на следующий вечер он станцевал его на сцене под восхищенное ликование публики. Помимо этого качества, у Эсамбаева был абсолютный музыкальный слух, врожденные артистизм и гибкость, которую он сохранил до конца жизни. Осиная талия Эсамбаева не давала покоя и его поклонникам, и конкурентам, и даже женщинам – у Махмуда Алисултановича талия была тоньше, чем у Людмилы Гурченко! Все пытались узнать секрет такой тонкой талии, но Эсамбаев смеялся и повторял, что ему приходиться поститься каждый день. И диета у него была очень жесткая: к примеру, половина стакана чая и овсянка на завтрак – только и всего. А еще он занимался йогой и подолгу сидел в позе лотоса, медитируя.
Удивительный, уникальный человек! Основатель единственного в мире монотеатра танцевальных миниатюр, харизматичный актер (в его портфолио – полтора десятка ролей в кино), говорят, что он научился танцевать раньше, чем ходить. Его творческая история начиналась с сельских свадеб, где трехлетним малышом он зарабатывал свои первые гонорары в виде конфет, и достигла самого космоса, где сейчас бороздит вселенные астероид, названный его именем. И, нет, его творческая история, конечно же, не закончилась, потому что культурное наследие, которое он оставил после себя, бессмертно.