Интуиция Аллы Суриковой, которая никогда не подводит

Алле Суриковой в 2025 году исполняется 85… Даже не верится. Всегда подвижная, неугомонная на режиссёрской площадке, она не выглядит на свои годы. А паспорт? Ну что же паспорт… Очевидно, врёт ��езбожно и при этом не краснеет.

Кадр из программы «В главной роли», канал «Москва Доверие», 2022 г.

Реклама

Каждый раз, когда приходится писать про того или иного актёра, режиссёра, певца, художника, хочется найти такие факты, чтобы они были, как говорится, «самыми-самыми». Самыми интересными и самыми захватывающими. Желательно, чтобы они, факты эти, были ещё и малоизвестными, хотя при нынешней скорости распространения информации это очень сложно. Дашь материал в номер – а оказывается, что всё это уже кто-то читал, где-то видели, там-то слышали…

В этот раз решила поступить по другому: ничего не выискивать из уже всем и без того известной биографии кинорежиссёра, а написать про её работы. Не пересказывать их, естественно, а рассказать о том, что было интересного во время съёмок. Ведь для режиссёра съёмочная площадка – это дом родной. А где, как не дома, человек ориентируется лучше всего?

Правда, в наших квартирах не так уж и много интересного может произойти, а вот на площадке, где снимается фильм – там приключений и чего-то необычного хоть отбавляй.

Отбавлять не будем. Посмотрим всё так, как было. Итак, пять самых знаковых кинолент Аллы Суриковой.

Суета сует

Зажигательный дебют Суриковой в полном метре снят по сценарию самого Эмиля Брагинского! Это вам не просто хи-хи и ха-ха, а скорее щемящая мелодрама с комедийными искрами. Сложно представить такое: супруги, почти два десятилетия рука об руку, дочь на выданье – идиллия, да и только! Но тут – бац! – муж, сражённый стрелой Амура, собирает чемодан – и улепётывает к другой. Жена, а по совместительству блюстительница брачных уз в ЗАГСе, в шоке! Да ещё и дочка, учуяв неладное, сматывается в Новгород к своему таксисту-жениху. Однако переживать не надо, хэппи-энд не за горами!

Кадр из фильма «Суета сует», киностудия «Мосфильм», 1979 г.

Реклама

За комедийный драйв в «Суете сует» отвечают весьма известные актеры: Галина Польских и Фрунзик Мкртчян зажигают по полной, а Куравлёв, Иванова, Поплавская, Крачковская и Брондуков добавляют огонька в этот искромётный коктейль. И что вы думаете? Первый блин у Суриковой получился не то что не комом, а вышел на редкость удачным. Цифры в этом отношении – беспристрастны. Фильм посмотрела целая армия поклонников – более 25 миллионов! Вот это успех!

Ищите женщину

Одним из ранних проектов режиссёра Аллы Суриковой стала экранизация произведения известного французского автора и актёра Робера Тома, чья пьеса известна под разными названиями. Варианты перевода включали «Попугаиха и цыплёнок», «Болтушка и полицейский», «История одного убийства». Она же являлась адаптацией пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла «Миссис Пайпер ведёт следствие».

Алла Сурикова сразу же решила пригласить грузинскую актрису Софико Чиаурели, несмотря на то, что руководство киностудии настаивало на более молодой актрисе. В то время мало кто был знаком с французской постановкой и знал, что пьеса изначально писалась под 62-летнюю «Алису» и 63-летнего «Анри», которые сыграли эти роли в «Попугаихе и цыплёнке».

Кадр из фильма «Ищите женщину», киностудия «Мосфильм», 1982 г.

Реклама

Интуиция не подвела Сурикову, которая была убеждена в своём выборе. Для проведения фотопроб и демонстрации их начальству, она лично отправилась в Тбилиси. Там режиссёр оказалась в гостеприимном доме Софико и её супруга Котэ Махарадзе, где «четыре дня занималась тем, что не вставала из-за стола». Все вопросы были решены в тёплой атмосфере, а вот фотографии актрисы сделать забыли! И тогда предприимчивая Сурикова пошла на уловку: она представила руководству фотографию Чиаурели, переснятую со старого календаря, и её кандидатура была утверждена.

Дети понедельника

В конце девяностых годов Алла Сурикова задумала создать трогательную комедию, своеобразную ностальгическую историю, вдохновлённую советским кино. Алексей Тимм, сценарист, использовал эпизод из собственной жизни. В те годы он боролся с зависимостью от алкоголя, и его возлюбленная отчаянно пыталась ему помочь. В итоге она продала ценные японские подвески, чтобы оплатить его лечение у нарколога, который сумел оказать ему поддержку. Тогда и возникла идея сценария о преуспевающем московском бизнесмене, который потерпел крах и начал всё сначала в родной деревне. Ему было бы трудно справиться без помощи его первой любви, Лиды. Сначала режиссёру сценарий показался чересчур суровым, но после внесения изменений он превратился в светлую и жизнеутверждающую историю.

Для главной роли Алле Суриковой требовался харизматичный и энергичный актёр, и после тщательного отбора её выбор пал на Игоря Скляра. Вместе с ним в фильме снялась вся его семья: супруга Наталья Акимова и сын Василий. Они приехали навестить его на съёмочной площадке, и Сурикова предложила им небольшие роли. Жена сыграла одну из сотрудниц фабрики, а сын — мальчика, запускающего фейерверк. За Акимову в кадре говорит сама Алла Сурикова.

Кадр из фильма «Дети понедельника», киностудия «Мосфильм», 1998 г.

Реклама

В сцене, где играет пианист, снялся композитор Евгений Крылатов, написавший музыку к фильму. Алла Ильинична решила, что не стóит приглашать другого музыканта, когда уже есть готовый! К удивлению, Крылатов показал себя весьма неплохим актёром. Он внимательно прислушивался к замечаниям режиссёра и всё выполнял безукоризненно.

На роль начальника цеха Алла Сурикова позвала актёра Сергея Никоненко, но тот, прочитав сценарий, попросил предложить ему роль поинтереснее. Сурикова внимательно посмотрела на артиста и предложила ему милицейскую фуражку. Так Никоненко стал милиционером Олегом Карповичем. Роли в форме, военной или милицейской, преследовали актёра – это была примерно пятнадцатая подобная роль и далеко не последняя. Так что можно сказать, что Сурикова и здесь угадала!

Будьте моим мужем

Здесь надо начать с того, что Алла Ильинична обожала название своей киноленты, находя его весьма полезным. Приходя на встречи с руководителями киностудий, преимущественно мужчинами, она сразу же заявляла: «Здравствуйте! У меня к вам необычная просьба: будьте моим мужем… это моя новая комедия так называется…». Реакция была разной, но никто не отказывал Суриковой в том, что ей было нужно.

Съёмочный процесс проходил вблизи Сочи – в Лоо, где всегда было много отдыхающих. И его сильно затрудняло повышенное внимание к исполнителям ролей, особенно этим прославились поклонницы Андрея Миронова. Во время съёмок сцены на пляже режиссёр не смогла перекричать толпу, скопившуюся вокруг, и не могла уговорить зевак разойтись. Тогда Алла Сурикова просто легла рядом с актёрами на полотенце, как будто принимая солнечные ванны, и вот так руководила процессом. А при монтаже кадры с её участием были удалены.

Кадр из фильма «Будьте моим мужем», киностудия «Мосфильм», 1981 г.

Реклама

При съёмке сцены в ресторане вместо шампанского разлили лимонад по бутылкам, закупорили их и оставили на солнце, чтобы добиться характерного хлопка при открытии. Первая и вторая бутылки сработали как надо. Но перед открытием третьей бутылки режиссёр заметила довольные лица актёров и решила попробовать напиток. Оказалось, что директор ресторана заменил бутафорское шампанское настоящим, чтобы его любимый актёр Андрей Миронов не пил «какой-то лимонад». Более того, однажды Миронов пропал, а когда Сурикова его нашла, то увидела сцену, похожую на ту, что снимали – для него устроили отдельный банкет.

На съёмках у Елены Прокловой, исполнительницы главной женской роли, случился роман. Но не с Андреем Мироновым, а с художником Александром Адамовичем, отцом юного Филиппа Адамовича, игравшего роль сына главной героини. Художник посетил сына на съёмочной площадке, влюбился в «кино-маму» и ушёл из семьи. Их отношения продлились два года. А игравший в фильме Филипп Адамович не стал продолжать артистическую карьеру. Сейчас он живет во Франции и занимается ювелирным делом.

Человек с бульвара Капуцинов

Сценарий Эдуарда Акопова пролежал на «Мосфильме» целых шесть лет, прежде чем режиссёр решилась взяться за его экранизацию. Причиной тому была необычность материала: вестерны были редким явлением в советском кинематографе, и масштаб работы представлялся огромным, отправной точки не было видно. В итоге Сурикова решила начать с Андрея Миронова, поставив условие: если актёр откажется от главной роли, фильм сниматься не будет. Предыдущий опыт совместной работы в комедии «Будьте моим мужем» создал между ними крепкую творческую связь. Миронову была предложена роль мистера Фёста, на которую он сразу же согласился, покорённый благородными и просветительскими идеалами своего персонажа.

Не каждый режиссёр может похвастаться тем, что каждая его работа становится хитом. Аллу Сурикову к середине 80-х годов уже можно было назвать опытным режиссёром, чьи фильмы всегда вызывали интерес у зрителей. Это дало ей возможность позже рискн��ть и взяться за эксперимент – снять фильм о кино в декорациях Дикого Запада. «Человек с бульвара Капуцинов», конечно, не относится к классическим вестернам, но все элементы жанра в нём присутствуют: ковбои, пьющие в салунах и скачущие на лошадях, индейцы, готовые к бою, красивые и наивные девушки, и бармен, подсчитывающий убытки во время драк. Фильм является комедийной пародией, затрагивающей всё, что может вызвать улыбку, с обязательной любовной линией и победой добра над злом. В фильме снялись замечательные актеры: Андрей Миронов, Александра Яковлева, Михаил Боярский, Олег Табаков и многие другие. Первоначальное название «Десять капель перед стрельбой» было изменено из-за антиалкогольной кампании. Сурикову вдохновило воспоминание о первом публичном киносеансе, прошедшем на парижском бульваре Капуцинок. Но режиссёру не понравилось слово «капуцинки», и она заменила его на «капуцинов», несмотря на то, что это слово обозначает не только монашеский орден, но и вид обезьян.

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», киностудия «Мосфильм», 1987 г.

Реклама

Правда, слово «капуцинки» всё-таки немного проехалось по профессиональной деятельности Суриковой. Мало кто знает, что режиссёра просили снять продолжение этого фильма. Она не хотела, полагая, что сделать что-что лучше, чем «Человек с бульвара Капуцинов», уже не сможет. Уступив просьбе, Сурикова отсняла «Человек с бульвара Капуцинок», но успеха эта работа практически не имела, поэтому Сурикова настояла, чтобы её убрали в архив и больше не транслировали.

Впоследствии она очень жалела, что пошла на уступки коллег по цеху. «Надо же: такая боевая и фактически неуступчивая, а так промахнулась!» — сетовала она сама на себя.

И, тем не менее, надо отдать должное, что про «Капуцинок» быстро забыли, а вот первый фильм до сих пор идёт с большим успехом.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также