Инженеры: люди, сделавшие Россию великой

Роль инженеров-изобретателей в развитии Российского государства сложно переоценить: зачастую, именно они становились двигателями этого развития, меняя привычный мир на более удобный и технологичный. Даже само слово «инженерия» означает такие понятия, как «изобретательность» и «изловчиться, разработать», недаром инженерами называют людей, которые сочетают в себе знания, смекалку и способность к практическому применению, часто нестандартным, новаторским способом.

Натье Ж.-М., «Портрет Петра I» (фрагмент), 1717 г., общественное достояние

Реклама

История России полна примеров гениальных открытий, смелых проектов и людей, чьи имена навсегда вошли в мировую историю технологий. Первое государственное учреждение, регулировавшее инженерные задачи, называлось Пушкарским приказом, и именно в его структуре чётко обозначились специализации: конструкторская, управленческая, экономическая и метрологическая работа, что свидетельствовало о зарождении инженерии как системной профессии. Было это при Иване Грозном, и с тех пор российские монархи и главы государств проявляли живейший интерес к инженерному делу и выдающимся изобретателям.

Петр Великий

Одним из выдающихся инженеров России можно смело назвать царя Петра I. Его масштаб технического видения и активное личное участие в создании инфраструктуры государства привел к очевидному промышленному и военному прогрессу в стране. Первые каналы в Санкт-Петербурге, новой столице России, появились благодаря его инженерному мышлению, он построил «Осудареву дорогу» для переброски флота из Белого моря в Онежское озеро. Можно смело говорить о том, что при нём инженерное дело в России получило мощный толчок в развитии. Особенно если учесть тот факт, что именно при нём открылось огромное количество учебных заведений, готовящих будущих инженеров: школы математических и навигационных наук, инженерные и артиллерийские училища, были заложены основы будущей Академии наук. Крупнейшие металлургические и судостроительные предприятия появились в России в период его правления. Пётр I стал инициатором и организатором инженерного прорыва, который определил технологическое лицо России на столетия вперёд.

Николай I

В число выдающихся российских инженеров обязательно входит император Николай I, который, сам инженер по образованию, лично утверждал и контролировал все градостроительные проекты в столице: в частности, его указ регламентировал высоту частных зданий в Санкт-Петербурге в зависимости от ширины улицы, и это сформировало ту характерную петербургскую городскую панораму, которую мы сейчас знаем.

Николай I подарил России Пулковскую обсерваторию, железные дороги с колеей особого, российского типа, укрепил Кронштадт, под его руководством была создана первая в мировой практике минно-артиллерийская позиция, которая стала непреодолимой преградой для вражеского флота. Император покровительствовал талантливым инженерам и поддерживал их, давая возможность максимально проявить себя.

Михаил Васильевич Ломоносов

Гений Михайло Ломоносова был уникальным, многогранным, недаром его называют ярчайшим представителем типа «универсальный человек», наряду с Леонардо да Винчи. Открытия Ломоносова легли в основу множества современных технологий в физике, химии, металлургии, геологии, астрономии, приборостроении.

Он сформулировал принцип сохранения массы вещества, открыл факт переходы материи из одного состояния в другое, который сейчас кажется нам очевидным, и только спустя 15 лет француз Лавуазье придет к аналогичной формулировке. Он изобрёл «Ночезрительную трубу», которая представляла собой, по сути, ночной телескоп: прибор увеличивал угол зрения, повышая способность различать предметы при разном свете. Современная связь берет свои истоки также в изобретении Ломоносова — он сформулировал идею телеграфа, когда предложил использовать зеркала, чтобы передавать сигналы между Кронштадтом и Петербургом. И, конечно, нельзя не упомянуть разработку Ломоносовым уникального воздушного средства, «аэродинамической машины», которое могло взлетать вертикально без предварительного разгона, то есть, прообраза современного вертолёта.

Иван Петрович Кулибин

Человек, имя которого стало нарицательным в российской традиции. До сих пор людей с изобретательской жилкой, самоучек, которые даже в домашних условиях умудряются изобретать интересные и полезные вещи и механизмы, ласково называют «кулибиными».

Он происходил из семьи торговца мукой, жившей неподалеку от Нижнего Новгорода, поэтому Ивана Петровича прозвали «нижегородским Архимедом». Делом всей своей жизни он считал изобретение вечного двигателя, но в попытках его создать он совершил много ярких и полезных открытий. К примеру, создал уникальные карманные часы, в которых помимо часового механизма в корпусе также находился механизм часового боя и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.

Пётр Афанасьевич Веденецкий, «Портрет Ивана Петровича Кулибина», 1818 г., общественное достояние

Реклама

В числе изобретений Кулибина были фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно, оснащённое вододействующим двигателем и способное передвигаться против течения, механический экипаж с педальным приводом, а также первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса. Именно Кулибин придумал конструкцию протезов («механических ног»), лифт с винтовым механизмом. Важной для себя целью считал создание механических судов для речного судоходства, которые позволили бы заменить труд бурлаков, разработал чертежи и даже построил два опытных образца, но не встретил понимания и готовности их внедрения со стороны правительства.

Сергей Павлович Королёв

Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем Сергей Королёв был человеком, стоящим за кадром первого и последующих космических подвигов и открытий Советского Союза. Можно смело сказать, что именно благодаря Королёву СССР стал передовой космической державой. Полёт Юрия Гагарина осуществлялся под его руководством, также как и запуск первого искусственного спутника Земли. Он не только стал основоположником практической космонавтики как главный конструктор первого отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники, но и подготовил многочисленные кадры инженеров, учёных, космонавтов.

Карл Андреевич Шильдер

Русский военный инженер, генерал-адъютант, инженер-генерал, герой русско-турецкой и Крымской войн. Карл Шильдер служил начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском и вел активную деятельность по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. В частности, изобрел разборные канатный мост и понтонную переправу. Подземные мины, трубчатые мины, системы контрминной борьбы – все это предложил Шильдер, и многие его изобретения для того времени выглядели как фантастика. Известно, что в 1834 году на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга прошли испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки Шильдера, и испытания эти были засекречены: узнали о ней спустя много лет после его смерти. Испытания проводились в присутствии императора Николая I: c подводной лодки запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей.

Неоспоримы заслуги Шильдера и в организации крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, что, в частности, успешно применялось при обороне Севастополя. Император Николай I говорил о Карле Андреевиче после его смерти: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости». Его называли «Баярдом русского инженерного корпуса».

Петр Козьмич Фролов

Это знаковое имя для всего Урала, ведь Петр Козьмич был не просто горным инженером, но и талантливым изобретателем и организатором горнозаводского производства на Алтае. Он составил карты Иртыша и его притоков, разрабатывал проекты создания конных рельсовых путей заводского назначения и сети водных путей сообщения, по его проекту была построена первая в России чугунная дорога с конной тягой длиной в 2 километра. Он проектировал и строил суда для сплава руд по Оби и Алею в Барнаул, ввел доменное и железное производства на Гурьевском заводе, увеличил объёмы чеканки монет и выплавки железа, чугуна и свинца. В Западной Сибири благодаря ему были построены бумажная фабрика и типография, основаны метеорологическая и магнитная станции.

Портрет Фролова Петра Козьмича. Неизвестный автор. Общественное достояние

Реклама

Ефим и Мирон Черепановы

Говоря о развитии железных дорог в России, в первую очередь следует упомянуть отца и сына Черепановых, которые построили первый паровоз и железную дорогу. Происходя из крепостных крестьян, они отличались уникальным творческим инженерным мышлением. Отец Ефим Алексеевич в годы работы на Нижне-Туринском заводе построил листокатальные станы, на Меднорудянском руднике спроектировал и изготовил металлическую водоподъёмную машину на конной тяге. На Выйском заводе отцом и сыном было организовано Выйское механическое заведение, которое было оснащено токарными, слесарными, сверлильными, винторезными и универсальными станками — в этом заведении они улучшали, а также разрабатывали и создавали различные механизмы. Изобретённые и улучшенные ими механизмы использовались на лесопилках и мукомольных мельницах, при добыче золота, меди и железа, в металлургии. Ими было построено около двадцати паровых машин, первый и второй паровозы в истории России, а за строительство чугунной железной дороги от Меднорудянского рудника до Выйского завода получили вольную. Мироном Ефимовичем был представлен проект парохода, который мог буксировать суда по Каме и Волге.

Андрей Николаевич Туполев

Список выдающихся инженеров России и Советского Союза был бы неполным без упоминания имени этого выдающегося человека. Советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер Андрей Туполев спроектировал более сотни типов самолётов, 70 из которых были запущены в серийное производство. На знаменитых самолётах марки Ту было поставлено 78 мировых рекордов. Сергей Королёв начинал свою деятельность под руководством Туполева.

Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев,

Реклама
1944 г. Фото: общественное достояние

Андрей Николаевич создал знаменитый самолёт Ту-2, который стал главным самолётом военного периода: 750 машин такого типа было выпущено на фронт. На момент 1951 года советская авиационная промышленность изготовила 2649 самолётов Ту-2 различных модификаций. Им же был создан стратегический бомбардировщик Ту-4, который мог развивать скорость более 1000 км/ч. Его разработки легли в основу первого отечественного реактивного гражданского самолёта Ту-104 и межконтинентального пассажирского самолёта Ту-114. В 1968 году наша страна первой в мире подняла в воздух сверхзвуковой пассажирский самолёт — Ту-144.

Пётр Леонидович Капица

О советском физике, инженере и новаторе, нобелевском лауреате Петре Капице невозможно говорить без восхищения. Он открыл явление сверхтекучести жидкого гелия, само понятие «сверхтекучесть», провёл много революционных исследований в области физики низких температур, изучении сверхсильных магнитных полей и удержания высокотемпературной плазмы. Установки для сжижения газов, построенные Капицей, произвели переворот в сталелитейной промышленности. Установка для сжижения гелия, который сжижается при температуре, близкой к абсолютному нулю (около -269 градусов), стала его триумфом, а для всего мира приоткрыла двери в область квантовой физики. Капица получил Нобелевскую премию в 1978 году «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур».

Приведённые в этой статье имена — лишь немногие яркие страницы из богатейшей летописи российской инженерной мысли. Каждый из этих людей внёс неоценимый вклад в становление науки, техники и промышленности России, но список выдающихся российских инженеров насчитывает сотни имён — известных и забытых, прославленных при жизни и признанных лишь спустя десятилетия. Не все они пользовались покровительством властей, кто-то работал в условиях крайней нехватки ресурсов, кому-то приходилось бороться с бюрократией, а сейчас человечество благодарит их за упорство, изобретательность и веру в силу разума. Благодаря тем, кто строил и строит будущее не словом, а делом, Россия не просто идёт в ногу со временем, но и опережает его в отдельных направлениях.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также