Когда мы читаем статьи про актёров театра и кино, первое, что приходит на ум – как, каким образом тот или иной человек стал артистом, стал знаменитым уж если не на весь мир, то на всю страну – точно. Кто надоумил (или что надоумило) его стать звездой теле- или киноэкрана, быть узнаваемым в театральных кругах. И мы пытаемся выяснить эти вопросы, совершенно забывая о том, что все актёры, будь они хоть трижды знаменитыми, когда-то жили в семьях, ходили в школу, дружили, ссорились и мирились с друзьями, увлекались чем-то. Что у каждого (во всяком случае, у большинства из них) были и мамы, и папы, и бабушки с дедушками и много других родственников, к которым они ездили в гости, дарили подарки, знали, кто из них что любит, как себя вести в их обществе. Иными словами, исток каждого артиста, как любого другого человека надо искать в семье.
Поэтому сегодня, в день юбилея Веры Васильевой очень хотелось бы написать именно о её семье, о тех людях, которые были с ней с самого начала жизни. Кто воспитал, кому она обязана всем тем, что мы видим с экрана. Прежде всего, речь о таланте идёт, конечно…
Фото: сайт актрисы veravasilyeva.ru
Да, так вот, задумываясь об артистах, об их ролях, мы искренне полагали, что если тот или иной актёр являлся последователем династии, это как-то объяснялось. По крайней мере, долго думать о тех, кто наставил его на «путь истинный» не приходилось. А вот если в семье артистов не было? Как тогда? Ведь не мог же человек ни с того, ни с сего взять и заявить, что я, мол, хочу в «артисты». И добавить знаменитые строчки из Маяковского: «Пусть меня научат!». Да только дело не всегда на одном обучении строится.
Странная не странная, но это семья!
Долго думала, с чего начать, и потом пришло мне в голову то, что всем нам (особенно в детстве) хочется быть в этой жизни на кого-то похожими. На героев, на спортсменов, военачальников... Кто-то видит себя похожим на историческую личность – тоже неплохо. Артисты, космонавты, поэты и писатели, топ-модели, художники, модельеры, бизнесмены… Да разве всех перечислишь?
Вера Васильева всегда хотела быть похожей только на одного человека – на своего отца. И когда ей говорили, что она являлась истинной папиной дочкой – для неё не было большего счастья, чем слышать эти слова, ибо для неё это была самая лучшая оценка, своеобразный ранг!
Их было в семье четверо: три дочери и сын. И каждому ребёнку отец сумел привить такт, доброту, редчайшую (Вера Кузьминична так и говорила: не «редкую», а именно «редчайшую») совесть. Позднее она видела его черты везде: в князе Мышкине, в героях Толстого, в полотнах русских художников, в ликах святых праведников. И каждый раз, когда ей приходилось бывать в лесу или роще, слышать песни птиц, сидеть у костерка возле речки или озера и смотреть на огонь, он постоянно стоял перед её глазами – человек-воплощение доброты русского народа и терпения.
Любила ли Вера Кузьминична маму? Скорее, старалась понять, но истинную любовь, нежность она через всю жизнь пронесла именно к отцу. Она понимала, что родители были совершенно разными по характеру и по восприятию жизни. Будучи маленькой, она, не зная ни психологии людей, ни того, что их порой связывает, задавала себе и сёстрам – Антонине и Валентине – вопрос, что могло соединить столь разных людей. Сёстры были далеки от философских рассуждений, они отмахивались от Веры и ничего ей не отвечали.
Став постарше, Вера поняла, что сложность характера мамы заключалась в неудовлетворённости жизнью. Она хотела быть утончённой дамой светского общества, для чего закончила модный по тем временам коммерческий техникум (не все ещё и поступить туда могли, а Александра Андреевна – мама Веры Васильевой – смогла, так сильно было желание быть в этой жизни всегда первой, всегда «на высоте»). Помимо знаний, которые она приобрела в этом учебном заведении, Александра Андреевна научилась немного играть на пианино и вышла из стен техникума с весьма неплохим багажом знаний по… французскому языку. Позже, когда на свет появились дочки, мама иногда шокировала их словами и фразами из непонятного им иностранного языка, при этом её авторитет в глазах детей взлетал до небес.
Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской», киностудия «Мосфильм», 1947 г.
Замуж за деревенского парня она вышла от безысходности, чтобы как-то помочь семье сводить концы с концами. Но всю жизнь она ненавидела тяжёлую деревенскую жизнь и так и не нашла общего языка с грубоватыми и малообразованными родителями мужа. Кузьма Васильевич жену не просто любил – он её обожал, разве только пылинки не сдувал со своей «городской гордячки», как её называли свёкор и свекровь. Но… заступиться за неё не мог. Всю жизнь боялся сказать слово поперёк родителям, которых любил по-своему.
Уже позже, когда семья переехала в Москву, Александра Андреевна и Кузьма Васильевич продолжали жить вместе, но жизнь эта была совместной только на глазах других. Увлекаясь театром, танцами, фигурным катанием и имея массу прочих интересов, мать была готова отдавать им всё свободное время. Правда, иногда она брала с собой мужа, который был далёк от искусства. Но, желая сделать супруге приятное, он безмолвно шёл и отсиживал нужное количество часов в театральном зале.
Готовить мама умела только самую простую пищу, и если выдавался повод задержаться на работе, не упускала такого случая. Домашняя жизнь, семья – это было не для неё. Она жила работой, интересами, событиями, которые проносились вокруг неё, а семья… Семья – это был удел Кузьмы Васильевича. И именно семья была для него всем.
Книги… Ну а как же без них?
Как Вера Кузьминична стала актрисой? Нет, она не ходила на спектакли, и в начальной школе вообще была далека от театра. Училась девочка хорошо, но не потому что у неё были способности – ей хотелось, чтобы её не трогали. Она обожала читать, и как-то раз наткнулась в школьной библиотеке на книги о театре и об артистах. Вот с этого-то всё и началось. Но это была совсем другая история…
Всё дело в том, что Вера погружалась в мир книг как во что-то волшебное, сказочное. Была в восторге от Лидии Чарской, потому что она писала как-то необыкновенно. В её рассказах всё было не так, как в обычной жизни, а Вере хотелось чего-то необыкновенного. Так она и росла: внешне – с папиным характером, кротким и тихим, а внутренне – с мечтами мамы, которой была чужда серая, обычная жизнь.
Так вот, вернёмся к школьной библиотеке, где она нашла книги об артистах. Вера перечитала их все, и всё же тогда она ещё плохо понимала, что представляет собой театр. Пока в один прекрасный миг она не попала на «Царскую невесту» в театр Немировича-Данченко. И вот тогда картинки из книг, которые она представляла себе только мысленно, вдруг ожили! Спектакль произвёл такое ошеломляющее впечатление на Веру, что она, придя домой, стала подражать голосам певцов, которых днём видела на сцене.
Ей было на тот момент двенадцать лет, и каждый раз она, оставаясь дома одна, мастерила себе костюмы из всего того, что, на её взгляд, более-менее подходило для театрального облачения. При этом она постоянно пела, лицо её меняло мимику; руками и ногами, если это было возможно, она старалась выделывать «красивые фигуры».
Отец на новые черты в её характере не обращал внимания, считая их переходом из детства в юношество, а вот во дворе очень загорелись идеей, когда Вера предложила создать уличный театр. Правда, мальчиков по соседству жило очень мало, и почти все мужские роли пришлось играть девочкам, но это было ничто по сравнению с тем, что они и репетировали, и пели как в самом настоящем театре.
Сцена из спектакля Театра Сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Дальше – больше. Записавшись в театральную библиотеку, Вера перечитала все мемуары великих артистов. Не прошло и года, как она знала наперечёт по имени-отчеству не только актёров, но и антрепренеров, дирижёров оркестров, художников по сцене, по костюмам и даже мастеров гримёрного и осветительного цехов! Позже, когда она, закончив училище, пришла работать в театр сатиры и разговорилась с его директором Владимиром Яковлевичем Хенкиным, он был сражён её знаниями, когда молодая Васильева назвала ему фамилии тех, кого он знал лично ещё чуть ли не до революции. Но ведь на дворе был уже 1948-й год!
Вот так иногда и начинается артистическая карьера…