«Julia» — песня, в которой Джон Леннон плакал о матери, которую потерял дважды

Среди сотен песен The Beatles есть одна, что звучит особенно тихо — и потому особенно громко. «Julia» — не просто трек из «Белого альбома». Это исповедь, написанная на струнах одиночества, боли и любви, которые Джон Леннон нёс через всю жизнь. Это единственная композиция группы, записанная без участия Пола, Джорджа и Ринго — только голос, гитара и душа человека, пытавшегося примириться с детской травмой, которая навсегда осталась в его музыке.

Фото:

Реклама
BERTRAND MORITZ on Unsplash

У этой песни сложная и тяжёлая история, во многом перекликающаяся со сложной и тяжёлой историей взаимоотношений Джона со своей матерью Джулией, которой, собственно, и посвящена песня. Вряд ли Джулию Стэнли можно было назвать хорошей матерью, учитывая тот факт, что Джон рос у своей тёти Мими, Мэри Смит. Но в то же время нельзя недооценивать огромное влияние, которое оказала мама Джулия на своего сына, хотя она и прожила недолго и погибла, когда Леннону было 17 лет.

Джон Леннон вошёл в историю мировой музыки как один из самых популярных музыкантов 20 века, оказавший влияние на умы многих поколений поклонников. Он отличался бунтарским характером, был язвительно остроумен и невероятно, потрясающе, пугающе талантлив. Однако за привычным образом Джона Леннона кроется тяжёлая детская драма, о которой знают только самые преданные его поклонники, и, узнав которую, начинаешь совершенно иначе слушать и слышать не только песню «Джулия», но и многие другие песни Леннона.

Когда родился Джон, его отца не было дома. Как, в принципе, и всегда: он служил в торговом флоте, поэтому практически всегда был в отъезде. Правда, чеки присылал регулярно на Ньюкасл-роуд, дом 9, Ливерпуль – в этом доме Джулия жила с сыном поначалу.

Тут надо рассказать немного об отце Джона Леннона. Для Альфреда Леннона понятие семьи, домашнего очага не очень-то много значило. Его отец был седьмым ребёнком в семье, а мама Альфреда родила семнадцать детей, из которых выжило только семеро. После смерти супруга, мать Альфреда не могла сама обеспечивать детей, поэтому Альфреда с сестрой отправила в сиротский приют, где он и вырос. А заодно познакомился с Джулией Стэнли, будущей мамой Джона Леннона (она жила недалеко от приюта). Альфред Леннон был весёлым, любил хорошо провести время, однажды даже сбежал из приюта и гастролировал с молодёжной музыкальной группой Will Murray's Gang, а когда после приюта отправился работать, перебивался случайными заработками и тут же спускал заработанное на развлечения.

С матерью Леннона их роднила любовь к музыке, они оба играли на банджо, часто гуляли по Ливерпулю и планировали, как откроют вместе кафе или паб. Поженились только спустя 11 лет после первой встречи, и именно Джулия сделала предложение Альфреду. На их свадьбе не присутствовал никто из семьи Джулии, они расписались в присутствии брата Альфреда Сидни, поужинали в ресторане и пошли в кино. А первой брачной ночи у них нет было: Джулия пошла ночевать к себе домой, а Альфред – к себе, в пансион.

Семья Джулии никак не принимала Альфреда, как представителя «ниже среднего класса», особенно протестовала против их брака сестра Джулии Мими. Они жили в доме семьи Джулии, но Альфред начал постоянно устраиваться на судно, то носильщиком, то стюардом, и пропадал в дальних рейсах.

Первый раз своего сына Альфред увидел, только когда тому исполнилось полгода, а сам Альфред приехал ненадолго в отпуск. Когда ребёнку исполнилось 3 годика, чеки перестали приходить, и скоро Джулию оповестили, что её супруг дезертировал с судна.

Справедливости ради, во время отсутствия супруга Джулия вела довольно раскованный образ жизни: она часто посещала ночные клубы, и однажды встретила солдата-валлийца Тэффи Уильямса, от которого вскоре забеременела.

Джулия родила девочку, но семья заставила её отдать ребенка в опеку норвежской супружеской паре из Армии спасения. Развод с Альфредом Джулия не оформляла, а Джона забрала к себе, оформив над ним опеку, её старшая сестра Мэри Смит. И большую часть детства он прожил со своей тётей Мими и её мужем дядей Джорджем.

Широко известен случай, когда Альфред навестил сына у Мими и забрал на каникулы в Блэкпул, но сам планировал вместе с ним эмигрировать в Новую Зеландию. Это стало известно Джулии, она приехала в Блэкпул, началась жуткая ссора, и отец поставил Джона Леннона перед выбором: или он, или мать. Мальчик выбрал отца, но вид уходящей матери заставил его расплакаться и броситься следом. Альфред уехал, и с тех пор они не виделись с сыном на протяжении 20 лет — до тех пор, пока сын не стал всемирно популярным.

Джон продолжил жить у тёти, у которой своих детей не было, и она полностью посвятила себя воспитанию племянника. Джулия сына навещала регулярно, да и сам Джон любил бывать у неё в гостях: мать приобщила его к музыке Элвиса Пресли, научила играть на банджо.

О своей матери Джон писал так:

«В моей семье было пять женщин. Пять сильных, умных и красивых женщин — они были сёстрами, одна из них — моя мать. Она просто была самой младшей и плохо приспособленной к жизни. А тут ещё муж сбежал от неё в море, плюс война. В общем, она не справилась со мной, и я стал жить с её старшей сестрой. Эти женщины были потрясающими».

Тётя Мими могла дать Джону всё самое необходимое, но в гостях у мамы он получал главное – свободу от строгих нравов, царивших в пуританской семье Мими. Джон Леннон был бунтарём с самого раннего детства, его даже из детского сада выгнали однажды за деструктивное поведение.

Именно мать Джулия купила Джону его первую гитару: это была недорогая гитара фирмы Gallotone Champion Guitar, и Леннон хранил её в доме матери, потому что тётя Мими увлечения музыкой не одобряла и говорила: «Гитара — дело хорошее, но на жизнь ты ею никогда не заработаешь». Джулия уделяла Джону много внимания, но сама ситуация, когда её ребенка воспитывает сестра, а у неё самой — другая семья и дети, заставляла её комплексовать. Она говорила сыну: «Кто я такая, чтобы называть меня матерью?».

Это было в 1956 году, а через два года Джулии не стало. Она попала под машину, когда возвращалась домой, навестив Смитов. За рулём автомобиля, сбившего её, был нетрезвый полицейский. Её смерть сильно «сломала» Леннона: он пристрастился к спиртному, ввязывался в драки и упорно сворачивал на путь саморазрушения.

Намного позже Джон выльет все свои переживания, всю боль от этой трагедии в стихи, он запишет песню, которая выйдет в «Белом альбоме» The Beatles в 1968 году. Песня «Julia» получилась уникальной, и не только по своей тематике. Записали её в момент, когда The Beatles посетили Махариши Махеш Йогу в Ришикеш на севере Индии, и Леннон освоил стиль пальцевого перебора или «перебора Трэвиса». Научил его этой технике шотландский музыкант Донован, который рассказывал:

«Он [Леннон]сказал мне, что хочет написать песню о своей матери. Он сказал: «Я хочу написать песню о детстве, которого у меня никогда не было из-за матери». Он попросил меня помочь ему с образами, которые он мог бы использовать в тексте песни на эту тему. Тогда я спросил: «Ну, когда ты думаешь об этой песне, где ты себя представляешь?» И Джон ответил: «Я на пляже, я держу за руку свою маму, и мы идём вместе». Я помог ему с парой строк: «Глаза цвета ракушки / улыбка ветра» — для Льюиса Кэрролла, Алисы в Стране чудес, которые так нравились Джону».

Фото:

Реклама
IJ Portwine on Unsplash

Это единственная песня у группы, где в записи не участвовал ни один из остальных парней — только Джон Леннон. Она, безусловно, о Джулии, но в ней Джон упоминает и свою жену Йоко Оно, перевод её имени «дитя моря» — «Oceanchild, calls me», и это связывают с тем, что жена во многом заменила ему мать, и он часто называл её мамой ближе к концу жизни.

Сам Леннон говорил:

«Героиня этой песни — Йоко и моя мать, слитые в один образ».

Он жалел о том, что так поздно сблизился с Джулией, и в песне он говорит слова «Половина того, что я говорю, бессмысленна, но я говорю это, чтобы достучаться до тебя».

Джейкоб Столуорти из The Independent назвал эту песню «одой Леннона покойной матери».

Леннон говорил о своей матери:

«Я терял её дважды. Один раз, когда мне было пять лет и я переехал к своей тёте. И ещё раз, когда она умерла по-настоящему».

Так что, наверное, мало назвать песню «Julia» данью памяти матери. Возможно, этой песней Леннон пытался вернуть то, чего у него никогда не было: целостное детство, материнскую любовь без условий, дом, где можно просто быть собой. От этой истории слышится в песне «Julia» не просто пронзительная лирика и нежная мелодия — это крик из прошлого, приглушённый временем, но всё ещё живой. Здесь слышится другой, уязвимый Джон Леннон: и он хотел, чтобы здесь звучал только его голос, и в этой уязвимости, в способности признать боль — и заключается настоящая его сила, как художника и человека.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также