Как вы думаете, сколько занятий с дошкольником можно провести во время одной зимней прогулки? Давайте считать вместе, только заранее договоримся, наши занятия вовсе не похожи на скучные уроки, мы учимся играя!
Одеваемся. Называем и считаем все предметы одежды. Находим те, которых «один (одна, одно)» и «много». Классификация очень важна для малышей – она формирует представление о числе. Не забываем подобрать общее слово – одежда. Можно чередовать с проговариванием цвета. На прогулке считаем все: ступеньки, этажи, подъезды, деревья, лавочки, снежки.
Разумеется, это игры для малышей, а о чем говорить со старшими детьми во время одевания? Разумеется об одежде! Рассказываем о материалах (шерсть, хлопок, синтетический материал и т.д. ) Объясняем, откуда они берутся. А как же мода, ведь она весьма переменчива. Обращайте внимание на интерес ребенка, быть может, перед вами будущий Юдашкин или Коко Шанель.
С малышами посчитаны ступеньки, а со старшими этажи и квартиры на них. Это нужно, чтобы сформировать понятие умножения, термин не произносим, но не упускаем случая посчитать парами, тройками, четверками и т.д. Примерно так: мы прошли 3 этажа, на каждом по 4 квартиры. Мимо скольких квартир мы прошли. Заметили, что мы решаем задачу на умножение? Только решаем ее исключительно сложением: 4+4+4.
Наконец, мы на улице! Наблюдаем за погодой: пасмурно, ясно, осадки, ветер. Посмотрим на небо – опишем тучки и облачка. Со старшими сыграем в прилагательные (слово это тоже табу для детей). Кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «какой (ая, ое)» к небу, облаку, туче, снегу, сосульке.
Снег липкий? Не упускаем возможности слепить снеговика или хотя бы снежки. Пока лепим, вспоминаем геометрию и проговариваем, что лепим ШАРЫ (объемная геометрическая фигура). А еще придумываем снеговику его собственную сказку, совсем небольшую – всего несколько предложений. Это совсем просто. Представьте, что ночью Снеговик отправляется в гости к своим приятелям – Снеговикам в соседний двор. Снеговики, конечно же, ходят в гости на мороженое, только если это не видят люди.
Другой сюжет. Снеговик подружился с котенком. О чем они говорят друг другу?
А как же физика? Мы же волшебники! Смотрим, как снег превращается в воду на нашей ладошке. Обязательно раскрываем секрет волшебства. А льдинка: растает или нет? Дома понаблюдаем за паром и объясним, что это тоже вода.
Теперь немного ботаники. Посмотрели на деревья и отметили, что на них нет листьев, веточки голые, деревья спят. Хорошо, если встретится хвойное дерево, будет, с чем сравнить. Если ребенку интересна тема, объясните разницу между кустом и деревом, расскажите о строении дерева (спрятанный в земле корень, ствол, крона).
Пора возвращаться. Но это еще не все – полученные знания надо закрепить, поэтому мы рисуем сказочного Снеговика, тучи, деревья, снег и льдинки. И обязательно смотрим мультфильм, например, чудесную историю Марины Карповой «Откуда берутся снежинки?»
За одну прогулку мы:
- позанимались математикой (счет, подготовка к умножению, геометрия);
- развивали речь (расширяли словарный запас, работали над связностью речи, придумывая сказку, формировали представления о частях речи, помните, игру с подбором прилагательных?);
- понаблюдали за 3 состояниями воды;
- за погодой;
- узнали строение дерева, чем деревья отличаются от кустарников, разницу между лиственными и хвойными;
- провели логическое упражнение, помните, мы назвали одним словом предметы одежды;
- получили знания о материалах (хлопке, шерсти и т.д. ), поговорили о моде.
А еще посмотрели хороший мультфильм и нарисовали замечательный рисунок. А рисование и лепка развивают мелкую моторику, это не просто подготовка к письму, а еще и стимуляция речи.