У режиссера Григория Александрова были хорошие учителя. И не просто хорошие, а легендарные: свои первые шаги в кино Григорий Васильевич делал под руководством самого Сергея Эйзенштейна, был ассистентом великого режиссера на съемках «Броненосец Потемкин», а после, в 1929—1932 годах вместе со своим учителем колесил по миру, изучая опыт зарубежного кинопроизводства. В ходе этой поездки будущий режиссер побывал на съемках первого немецкого звукового фильма «Голубой ангел» режиссера Джозефа Штернберга, познакомился с Чарли Чаплиным и Уолтом Диснеем.
Неудивительно поэтому, что свой первый фильм в 1932 году он снял в лучших традициях Голливуда: легендарное кино «Веселые ребята», где в главных ролях снялись Любовь Орлова и Леонид Утесов, было построено на сочетании приемов оперетты и мюзик-холла и эксцентрических и цирковых трюков. Во многом стилю, в котором был снят фильм, способствовала мечта тогдашнего руководителя киноглавка Советского Союза Бориса Шумяцкого построить «советский Голливуд», ведь именно Шумяцкий стал инициатором создания «Веселых ребят». Александров много перенял у Запада, в частности у Уолта Диснея: сначала была записана фонограмма, а потом под фонограмму снималось действие.
Сценарий, который впервые был озвучен на сцене Дома ученых и назывался «Джаз-комедия», написали Владимир Масс и Николай Эрдман, да и сам Александров принимал активное участие в создании.
фильм «Веселые ребята» мог и не выйти на экраны, а коллекция советского кино осталась бы без этой жемчужины
Сейчас уже трудно в это поверить, но ведь фильм «Веселые ребята» мог и не выйти на экраны, а коллекция советского кино осталась бы без этой жемчужины. Осенью 1934 года, когда фильм был уже закончен, над первым детищем Григория Александрова нависла угроза: в интервью газете «Правда» нарком просвещения Андрей Бубнов резко раскритиковал «Веселых ребят». Впрочем, официальная критика встретила фильм тоже достаточно негативно: рисовали множество карикатур, сравнивали кино с популярным тогда фильмом «Чапаев», «Литературная газета» уничижительно отзывалась об этой «голливудской истории про Золушку».
Во многом негативное отношение к фильму было связано с арестом сценариста Николая Эрдмана прямо во время съемок «Веселых ребят» в Гаграх в 1933 году, вместе с ним арестовали и Владимира Масса. Поводом для арестов были басни их сочинения, которые для того времени были слишком «острыми». Из титров фильма фамилии сценаристов пришлось убрать.
Впервые фильм показали на подмосковной даче Алексея Максимовича Горького еще под названием «Джаз-комедия»: на премьеру пригласили всю округу, включая местных деревенских ребят, один из которых и воскликнул, когда пошли финальные титры: «Веселые ребята!» Так фильм и получил свое название.
Тот же Горький, когда на фильм начались гонения, вступился за дебютную работу Александрова и организовал просмотр фильма для членов Политбюро ЦК ВКП(б). Заслугой Горького являлось и то, что одобрение Иосифа Сталина фильм в конце концов получил, и это стало началом его долгого звездного пути.
О советском кино узнали во всем мире именно благодаря фильму «Веселые ребята»
«Веселые ребята» стали «путевкой в творческую жизнь» не только Александрову и Любови Орловой: именно с этого фильма началась звездная судьба композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача, да и в целом о советском кино узнали во всем мире именно благодаря фильму «Веселые ребята», купленному для демонстрации многими странами после того, как его показали на Втором международном кинофестивале в Венеции.
О фильме писала «Нью-Йорк Таймс»:
«Вы, может быть, думаете, что Москва только и делает, что борется, учится и работает? Ошибаетесь... Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней»
Чарли Чаплин говорил о том, что именно Александров «открыл для Америки новую Россию».
Однако не всем создателям фильма довелось ощутить вкус такой грандиозной творческой победы.
Оператор не только этого александровского фильма, но и всех его комедий, Владимир Семенович Нильсен после того, как на экраны вышла «Волга-Волга», был арестован и расстрелян. Ему припомнили поездки в США и в Европу перенимать опыт западных кинематографистов и обвинили в шпионаже, правда, в 1956 году реабилитировали посмертно. Это был очень талантливый человек, ищущий, его даже язык не поворачивается назвать просто «оператором»: Нильсен придумывал трюки, активно работал над сценарием, выдумывал целые эпизоды, и, кстати, знаменитую заставку «в картине не участвуют» к фильму «Веселые ребята» придумал именно он.
Тому самому Борису Шумяцкому, мечтавшему построить «советский Голливуд», его мечты тоже вышли боком: вместе с оператором Нильсеном его расстреляли в 1938 году по обвинению в шпионаже.
А фильм Григория Александрова «Веселые ребята» стараниями Горького и Сталина продолжает жить.