О том, как Горький и Сталин спасли фильм «Веселые ребята» и его режиссера Григория Александрова

У режиссера Григория Александрова были хорошие учителя. И не просто хорошие, а легендарные: свои первые шаги в кино Григорий Васильевич делал под руководством самого Сергея Эйзенштейна, был ассистентом великого режиссера на съемках «Броненосец Потемкин», а после, в 1929—1932 годах вместе со своим учителем колесил по миру, изучая опыт зарубежного кинопроизводс��ва. В ходе этой поездки будущий режиссер побывал на съемках первого немецкого звукового фильма «Голубой ангел» режиссера Джозефа Штернберга, познакомился с Чарли Чаплиным и Уолтом Диснеем.

Кадр из фильма &quote;Веселые ребята&quote;

Кадр из фильма «Веселые ребята»

Реклама

Неудивительно поэтому, что свой первый фильм в 1932 году он снял в лучших традициях Голливуда: легендарное кино «Веселые ребята», где в главных ролях снялись Любовь Орлова и Леонид Утесов, было построено на сочетании приемов оперетты и мюзик-холла и эксцентрических и цирковых трюков. Во многом стилю, в котором был снят фильм, способствовала мечта тогдашнего руководителя киноглавка Советского Союза Бориса Шумяцкого построить «советский Голливуд», ведь именно Шумяцкий стал инициатором создания «Веселых ребят». Александров много перенял у Запада, в частности у Уолта Диснея: сначала была записана фонограмма, а потом под фонограмму снималось действие.

Сценарий, который впервые был озвучен на сцене Дома ученых и назывался «Джаз-комедия», написали Владимир Масс и Николай Эрдман, да и сам Александров принимал активное участие в создании.

фильм «Веселые ребята» мог и не выйти на экраны, а коллекция советского кино осталась бы без этой жемчужины

Сейчас уже трудно в это поверить, но ведь фильм «Веселые ребята» мог и не выйти на экраны, а коллекция советского кино осталась бы без этой жемчужины. Осенью 1934 года, когда фильм был уже закончен, над первым детищем Григория Александрова нависла угроза: в интервью газете «Правда» нарком просвещения Андрей Бубнов резко раскритиковал «Веселых ребят». Впрочем, официальная критика встретила фильм тоже достаточно негативно: рисовали множество карикатур, сравнивали кино с популярным тогда фильмом «Чапаев», «Литературная газета» уничижительно отзывалась об этой «голливудской истории про Золушку».

Во многом негативное отношение к фильму было связано с арестом сценариста Николая Эрдмана прямо во время съемок «Веселых ребят» в Гаграх в 1933 году, вместе с ним арестовали и Владимира Масса. Поводом для арестов были басни их сочинения, которые для того времени были слишком «острыми». Из титров фильма фамилии сценаристов пришлось убрать.

Григорий Александров и Любовь Орлова у мавзолея Ленина, 7 ноября

Реклама
1935 г. Фото: общественное достояние

Впервые фильм показали на подмосковной даче Алексея Максимовича Горького еще под названием «Джаз-комедия»: на премьеру пригласили всю округу, включая местных деревенских ребят, один из которых и воскликнул, когда пошли финальные титры: «Веселые ребята!» Так фильм и получил свое название.

Тот же Горький, когда на фильм начались гонения, вступился за дебютную работу Александрова и организовал просмотр фильма для членов Политбюро ЦК ВКП(б). Заслугой Горького являлось и то, что одобрение Иосифа Сталина фильм в конце концов получил, и это стало началом его долгого звездного пути.

О советском кино узнали во всем мире именно благодаря фильму «Веселые ребята»

«Веселые ребята» стали «путевкой в творческую жизнь» не только Александрову и Любови Орловой: именно с этого фильма началась звездная судьба композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача, да и в целом о советском кино узнали во всем мире именно благодаря фильму «Веселые ребята», купленному для демонстрации многими странами после того, как его показали на Втором международном кинофестивале в Венеции.

О фильме писала «Нью-Йорк Таймс»:

«Вы, может быть, думаете, что Москва только и делает, что борется, учится и работает? Ошибаетесь... Москва смеется! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней»

Чарли Чаплин говорил о том, что именно Александров «открыл для Америки новую Россию».

Однако не всем создателям фильма довелось ощутить вкус такой грандиозной творческой победы.

Владимир Нильсен. Фото: общественное достояние

Реклама

Оператор не только этого александровского фильма, но и всех его комедий, Владимир Семенович Нильсен после того, как на экраны вышла «Волга-Волга», был арестован и расстрелян. Ему припомнили поездки в США и в Европу перенимать опыт западных кинематографистов и обвинили в шпионаже, правда, в 1956 году реабилитировали посмертно. Это был очень талантливый человек, ищущий, его даже язык не поворачивается назвать просто «оператором»: Нильсен придумывал трюки, активно работал над сценарием, выдумывал целые эпизоды, и, кстати, знаменитую заставку «в картине не участвуют» к фильму «Веселые ребята» придумал именно он.

Тому самому Борису Шумяцкому, мечтавшему построить «советский Голливуд», его мечты тоже вышли боком: вместе с оператором Нильсеном его расстреляли в 1938 году по обвинению в шпионаже.

А фильм Григория Александрова «Веселые ребята» стараниями Горького и Сталина продолжает жить.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также