Государстве��ный академический театр имени Евгения Вахтангова – один из самых известных и авторитетных театров в России. Он начал свое существование в 1913 году как небольшая Студенческая драматическая студия и через тринадцать лет театру было присвоено имя его основателя и первого руководителя. Но кем был этот самый Евгений Вахтангов? Что за удивительная личность скрывается за этим громким именем?
А имя действительно было громким. Отец Вахтангова Багратион Сергеевич был фигурой значительной, известной во Владикавказе: купец 2-й гильдии, фабрикант, производитель табачных изделий имел роскошный дом напротив Церкви Святого Григория Просветителя и был женат на русской красавице, купеческой дочери Ольге Лебедевой. Их сын Евгений получил прекрасное воспитание: гимназия, музыка, танцы, журналистика – всем этим он с удовольствием занимался в детстве и юношестве, а чуть позже увлекся и драматическим искусством: играл в любительских драмкружках (исполнял роли женские, острохарактерные, особенные) и пробовал себя в качестве режиссера. Впрочем, влиятельный отец увлечения сына театром не разделял совсем: что за несерьезное занятие для серьезного мужчины? Поэтому учиться Евгений Вахтангов был отправлен в Рижский политехнический институт.
Однако, если отец ожидал от сына рвения в учебе, то Евгений родителя разочаровал: первое, что он сделал, приехав в Ригу, — это записался в драмкружок, ему посвящал все свое свободное время и, в итоге, вступительные экзамены провалил. Пришлось ехать в Москву, поступать в Московский университет сначала на физмат, потом на юрфак… Стоит ли упоминать, чему Вахтангов уделял все свое свободное от учебы время? Конечно, очередному драмкружку: в то время особой популярностью пользовался Михайловский драмкружок, который основала мать Юрия Завадского, и там-то Евгений Вахтангов и участвовал активно в самых разных постановках, в том числе ставил спектакли самостоятельно и даже привозил их во Владикавказ.
Надежды отца Евгений не оправдал, поэтому на долгие годы рассорился с Багратионом Сергеевичем. А поскольку купец и фабрикант Багратион Вахтангов был человеком скупым, он лишил сына любой помощи и семейной поддержки. Этот конфликт был тяжелым, затяжным, в результате него Евгений Вахтангов в родительский дом перестал приезжать, а друзей просил называть себя Евгением Александровичем.
Евгений Вахтангов не хотел исполнять мечты отца: он стремился воплотить в жизнь свои собственные, и ему это удалось. После того, как его приняли в театральную школу, его учителями стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. А чуть позже примкнул и к первой студии МХТ, организованной Станиславским и Сулержицким, где актерский и режиссерский талант Вахтангова раскрылся в полной мере. К сожалению, именно в эти годы он и подорвал основательно свое здоровье: будучи лишенным поддержки семьи, Вахтангов питался чем придется, дешевой и часто некачественной пищей. Но был целеустремлен и шел к своей мечте через все жизненные невзгоды.
Тогда же ради заработка студенты организовали программы «Кабаре», и Вахтангов пробовал себя в самых разных амплуа: как актер, как пародист, как сценарист, музыкант и режиссер. И даже побывал в Париже вместе со своим учителем Леопольдом Сулержицким, где в театре Режан ими была поставлена «Синяя птица».
В труппу МХТ Вахтангова приняли только в 1911 году, когда он вернулся из Парижа. Он не блистал в ней как актер, но зато стоял у истоков системы Станиславского, разрабатывал и внедрял в жизнь ее основные идеи. И в 1913 году встал во главе организованной студентами студии, которая позже стала 3-ей студией МХТ. А поскольку руководство МХТ не очень приветствовало такую работу «на стороне», студия функционировала подпольно – в течение четырех долгих лет ее постановки можно было увидеть только на съемных квартирах и в самодельных декорациях, изготовленных из подручных средств.
В 1917 году этот подпольный театр стал громко называться Московской драматической студией Вахтангова.
Вахтангов начал преподавать активно, а после революции даже встал во главе Режиссерской секции Театрального отдела Наркомпроса. Для Вахтангова революция открыла большие возможности творческого воплощения: он уделял много времени народному театру, пролетарской культуре, и тема изобличения богачей и угнетателей была ведущей в его постановках. Его постановки пользовались успехом, а «Принцесса Турандот», которую Вахтангов поставил в 1922 году, была названа его учителями Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко творческим триумфом, с этим согласились и многие видные театральные деятели того времени. Эта, казалось бы, простая сказка, привела публику в ликование: абсолютно все сословия советских граждан были влюблены в эту постановку, и позже по мотивам спектакля были выпущены духи, а вальс «Турандот» стал настоящим хитом на танцплощадках.
Вахтангов был режиссером-новатором, он остро чувствовал новые веяния времени, трансформировал их в творческие идеи и воплощал на сцене. Его постановки были настолько близки и понятны народу, что публика Советской России буквально боготворила режиссера Вахтангова.
Евгений Багратионович прожил недолго: приобретенная еще в годы голодной молодости язва желудка переросла в рак, который и прервал до срока его яркую творческую жизнь: Вахтангов умер в 39 лет. Но даже за столь короткую жизнь он успел многое. Две его грандиозные постановки стали рекордсменами среди спектаклей-долгожителей: спектакль «Гадибук» в театре «Габима» надолго пережил своего создателя и шел еще сорок лет после смерти Вахтангова, а знаменитая «Принцесса Турандот» имеет еще более долгую судьбу: спектакль шел вплоть до 2006 года.
3-я студия МХТ стала называться академическим театром имени Вахтангова в 1926 году, через четыре года после смерти своего основателя. А жена режиссера Надежда Михайловна организовала музей-квартиру Вахтангова, стала автором множества воспоминаний. Имя Вахтангова было присвоено и Русскому театру во Владикавказе, но это случилось уже после перестройки. Его именем названы улицы в Москве, Тель-Авиве, Челябинске и Владикавказе. Там же, во Владикавказе, режиссеру установлен памятник. Имя Вахтангова носит самолет Airbus A321, принадлежащий «Аэрофлоту». Ему писала стихи Марина Цветаева — ее стихотворение «Заклинаю тебя от злата» посвящается Евгению Вахтангову.
Заклинаю тебя от злата,
От полночной вдовы крылатой,
От болотного злого дыма,
От старухи, бредущей мимо.Змеи под кустом,
Воды под мостом,
Дороги — крестом,
От бабы — постом.От шали бухарской,
От грамоты царской,
От черного дела,
От лошади белой.
Но Вахтангов оставил России еще более значительное и богатое наследство: целую плеяду бесподобных актеров и актрис, воспитанных и расцветших в Театре имени Вахтангова: Юрий Яковлев и Владимир Этуш, Людмила Чурсина и Михаил Ульянов, Мария Аронова и Владимир Вдовиченков, Анастасия и Марианна Вертинские, Нонна Гришаева и Виктор Добронравов, Василий Лановой и Василий Ливанов, Ирина Купченко и Ольга Ломоносова, Виктор Сухоруков и Юлия Рутберг, Нина Русланова, Юрий Любимов и многие-многие другие.