Санкт-Петербург — город, где каждая деталь дышит историей, а подземка — не просто средство передвижения, а настоящий музей под землёй. С момента открытия в 1955 году, Петербургский метрополитен неоднократно становился декорациями литературных произведений и кинофильмов, на его платформах признавались в любви и расставались навсегда, и за время своего существования питерское метро и его станции обросли таким количеством интересных фактов, что можно написать целый приключенческий роман, а возможно, и не один.
В этой статье — лишь несколько увлекательных фактов из жизни самого глубокого, красивого и необычного метро России.
По степени загруженности Петербургское метро занимает четвёртое место в Европе, но первенство по глубине залегания станции не уступает никому в мире! Ну и поскольку для того, чтобы иметь право называться станцией метро в самом красивом городе мира, надо соответствовать, то восемь станций питерского метро являются объектами культурного наследия России.
Интересно, что первоначальные планы по строительству метро предполагали, что линия метро будет выходить на поверхность, но после закрытия станции метро «Дачное» от этих планов отказались. Станция «Дачное» сейчас ликвидирована, но она была единственной в истории Петербургского метро наземной станцией. До того, как открыли участок «Автово» — «Проспект Ветеранов», она была временно конечной станцией Кировско-Выборгской линии (с 1966 по 1977 год). Своё название станция получила от микрорайона Дачное, который в то время застраивался интенсивно. Её построили наземной, как временную, и принимать она могла пятивагонные поезда, которые в то время эксплуатировались на Кировско-Выборгской линии. Но на примере этой станции, единственной наземной, стало понятно, что с питерской погодой нет смысла строить наземные участки метро. Как писали в отчетах: «из-за воздействия внешней среды Ленинграда на здания и сооружения метрополитена эксплуатация открытых наземных участков затруднительна». Как только стартовало движение на участке «Автово» — «Проспект Ветеранов» в 1977 году, станцию «Дачное» закрыли. Снесли кассовый вестибюль, демонтировали почти всю платформу, только из части её сделали гаражи для автомобилей Госавтоинспекции.
Интересно, что за столь недолгий срок своего существования станция метро «Дачное» успела попасть в кино, причём неоднократно: облик станции был увековечен в фильмах «Происшествие, которого никто не заметил» и «Его звали Роберт»1967 года, в фильме «Шаг навстречу» — уже почти перед самым закрытием, в 1975 году. Фильм «Шаг навстречу», где главную героиню сыграла Людмила Гурченко, запечатлел моменты истории, которые уже никогда не вернуть: в фильме можно увидеть, как герои садятся в метро на станции «Нарвская», как за окнами метропоезда становится светло, потому что поезд выходит на поверхность, как поезд проезжает без остановок станции "Кировский завод и «Автово» и прибывает на наземную станцию метро «Дачное».
А действие фильма 1970 года «Цвет белого снега» практически полностью происходит на станции «Дачное», поскольку профессия главной героини, которую сыграла Марина Неёлова, – контролёр. И в этом фильме можно увидеть и вестибюль станции, и турникеты, и платформу, даже есть кадры, где показано, как убирали снег с железнодорожных путей. Для многих людей, живущих в этом районе, станция «Дачное» связана с детством, юношеством, какими-то дорогими воспоминаниями, которые теперь можно увидеть только в кино.
Интересные факты можно рассказать и о других станциях Петербургского метро. К примеру, станция «Девяткино», которая раньше называлась «Комсомольская», располагается на территории Ленинградской области, и, по сути, это первая станция в России, которая была построена на территории другого субъекта. А ещё это была единственная станция метро, которая изначально была построена в сельской местности. Первенство самой северной станции метро в России ей пришлось уступить в 2006 году станции метро «Парнас».
Именно в питерском метро есть станция, на которой зафиксирован самый интенсивный пассажиропоток в России — это станция «Проспект ветеранов».
И самая глубокая станция метро в России тоже находится в Санкт-Петербурге: это станция «Адмиралтейская», она находится на глубине 86 метров, а спускаться в метро здесь приходится на самом длинном эскалаторе, состоящем из 729 ступенек — это примерно 28-этажный дом. Мировое первенство по глубине она уступает только станции «Арсенальная» в киевском метро.
Интересно, что станцию «Адмиралтейскую» не могли открыть целых 18 лет, а именно надземную её часть, тогда как подземная была уже готова. Всё дело в том, что расположена станция в исторической части Санкт-Петербурга, а там что ни здание — объект культурного наследия. В итоге, когда здание было выбрано, пришлось очень долго согласовывать расселение жильцов: это длилось с 1997 по 2011 год.
Станции питерского метро удивительно красивы, да ещё и не похожи друг на друга. Для отделки интерьеров станций со всего Советского Союза привозили отделочные материалы: салиэтский мрамор с Кавказа для станции «Площадь Ленина», коелгинский мрамор с Урала для станции «Василеостровской», сванетский мрамор из Грузии для станции «Кировский завод», газганский мрамор из Узбекистана для станции «Проспект Просвещения», карельский мрамор для «Чёрной речки», армянский розовато-бежевый травертин для станции метро «Выборгская».
Первая в мире односводчатая двухъярусная станция метро тоже находится в Санкт-Петербурге: это станция «Спортивная» на Фрунзенско-Приморской линии. Станция оснащена траволатором – движущимся пассажирским горизонтальным конвейером. Траволатор проходит по тоннелю длинной в 300 метров, которым соединены между собой два вестибюля станции, расположенные по разным берегам Невы. Тоннель с траволаторами проходит как раз под Невой.
Эти факты — лишь крошечная часть богатейшей истории Петербургского метрополитена. За каждым названием станции, за каждым метром мраморной облицовки, за каждой ступенькой эскалатора — десятилетия инженерных решений, художественных замыслов и человеческих судеб. Эти факты — приглашение заглянуть чуть глубже под землю Петербурга и увидеть в привычном метро не просто транспорт, а живой, дышащий организм города, ведь и такие детали делают Петербург не просто городом, а особой вселенной — в том числе и под землёй.