Эти три потрясающие ювелирные композиции, выполненные лучшими мастерами ювелирного дела, как нельзя лучше представляют профессию, чей праздник отмечается 31 января. Дню ювелира посвящается.
«Одуванчик» Фаберже
Когда смотришь на этот цветок в лаконичной вазе, то кажется, что еще несколько минут назад лучи теплого солнца играли в его пушистой головке, зажигали звезды в капельках росы. Трудно представить, что одуванчик сделан человеком. Пасхальные яйца карла Фаберже известны всем, но немногие знают, что ювелир создал прекрасную коллекцию цветов, и самый удивительный экземпляр этой коллекции – обыкновенный одуванчик, который с 1995 года хранится в Оружейной палате.
Золотой стебелек, нефритовые листья, тычинки из серебра выглядят очень естественно, но главный секрет — в настоящем пухе одуванчика, его мастер прикрепил к металлическим тычинкам. Ученые-биологи даже провели экспертизу и установили, что это, действительно, пушинки одуванчика и им около ста лет. До сих пор остается тайной, как Фаберже удалось закрепить пух на цветке. Мастер пошел дальше – на кончики пушинок он прикрепил мелкие бриллианты, сверкающие каплями росы.
Феодосийские серьги
Но даже Карлу Фаберже оказалось не под силу воспроизвести технику, в которой изготовлены серьги, найденные весной 1853 года. Художник Иван Айвазовский организовал раскопки для поиска следов античной Феодосии. В одном из курганов было обнаружено захоронение женщины с множеством украшений. В их числе были и серьги, названные позже Феодосийскими. Созданные в IV в. до н.э., они являются ярким примером ювелирного мастерства древних греков.
Серьги состоят из нескольких частей. Верхний диск с цветочным орнаментом соединен с лунницей, а между ними ювелир разместил скульптурную композицию, в центре которой богиня Ника, которая мчится в колеснице. Четверка резвых коней окружена крылатыми Гениями, которые указывают дорогу. Охраняет Нику воин – атлет апобат, искусный в конных и пеших сражениях. К луннице прикреплены три ряда подвесок на цепочках разной длины.
В Древней Греции были мастера миниатюрных скульптур. Известен макет снаряженного корабля, величиной с пчелу, записанные на кунжутном семечке стихи Гомера.
Древние греки, работавшие с золотом, использовали необычную технику, ее называли зерни, т.к. изделия создавали из микроскопических зерен золота. Позже ювелиры пытались повторить этот способ, известно, что и Карл Фаберже предпринимал такие попытки, но они были неудачны, золотые зерна плавились.
Феодосийские серьги хранятся в Эрмитаже.
«Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба» Динглингера
В 1712 году Петр I должен был посетить Дрезден, но до города не доехал – велел свернуть к известному ювелиру Динглингеру, чтобы понять тонкости ювелирного дела. А после этого пригласил в Россию известных немецких мастеров.
Иоганн Мельхиор Динглингер, знаменитый ювелир начала 18 века, создавал шедевры, котором до сих пор нет равных. Одна из самых известных его работ — фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба». Все великолепие индийского двора в золоте и драгоценных камнях. Размеры композиции 142 х 114 сантиметров.
Динглингер никогда не был в Индии, но он прочел много источников, чтобы все выглядело максимально достоверно. Работа велась 7 лет, Динглингеру помогали его братья и 14 подмастерьев. Ему потребовалось 4909 бриллиантов, 164 изумруда, 160 рубинов и 1 сапфир.
Невероятно красивая, сказочная композиция из золота, серебра, драгоценных камней состоит из трех «дворов»: первый – в серебре, второй – в золоте и главный, в котором на троне восседает сам Ауранг-Зеба. Его окружает свита, к павильону движутся князья со своими слугами, несущими дары.
Каждая фигурка индивидуальна, у всех разные лица, разная одежда. Все они очень динамичны: вот богатого князя везут рикши, слуга склонился в почтительном поклоне, погонщик, восседающий на слоне.
Сейчас ансамбль находится в музее «Новые зеленые своды» в Дрездене.