Удивительный по красоте храм Покрова на Нерли, белокаменное чудо, свидетельствующее о мастерстве русских зодчих 12–13 веков, является частью комплекса архитектурных памятников, расположенных во Владимирской области. Каждый из них – живое свидетельство о периоде расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и организация охарактеризовала сам храм и все белокаменные памятники Владимира и Суздаля как «шедевр человеческого созидательного гения».
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Владимиро-суздальская школа развивалась в Северо-Восточной Руси в 12—14 веках и вошла историю архитектуры своим уникальным мастерством каменного зодчества, белокаменной резьбой, иконописью и фреской.
На территории Владимирской области школа представлена восемью архитектурными сооружениями: церковью Бориса и Глеба в Кидекше, Успенским и Дмитриевским собором, а также Золотыми воротами во Владимире, палатами Андрея Боголюбского в Боголюбове и храмом Покрова на Нерли в окрестностях Боголюбова, Рождественским собором, а также Спасо-Евфимиевым монастырем в Суздале. О каждом из архитектурных памятников Владимиро-суздальской школы стоит рассказать подробнее.
Успенский собор во Владимире
Собор Успения Пресвятой Богородицы до момента возвышения Москвы был главным, кафедральным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Все владимирские и московские князья венчались в нём на великое княжение. Успенский собор Московского Кремля был построен по его образцу.
Успенский собор во Владимире.
Уникальный храм, именно в нём, в единственном, сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва, которые точно датированы и этот факт подтверждён документально. Первое здание собора построили во время правления великого князя Андрея Боголюбского и полностью расписали к 1161 году. Предполагалось, что мастеров на строительство храма присылал сам Фридрих Барбаросса, с которым дружил Андрей Боголюбский. Об этом свидетельствовало наличие элементов романской архитектуры, которые на тот момент были новыми для Древней Руси. Но в 1185 году произошёл пожар, и храм пришлось восстанавливать уже младшему брату Боголюбского Всеволоду Большое Гнездо: в результате восстановления и реконструкции первоначальный храм оказался внутри большого нового собора, а вокруг к нему пристроили боковые галереи. В 1238 году, во время осады Владимира войсками хана Батыя в соборе пыталась спастись женская часть княжеской семьи: великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Монголы храм подожгли, и все, кто прятался внутри, погибли.
До наших дней от первоначального храма дошли только фрагменты: сохранились росписи Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, фрагменты композиции «Страшный суд». Во второй половине 18 века храм посетила Екатерина II и поручила восстановить храм в его «былом благолепии» и выделила на эти цели 14 тысяч рублей. С тех пор храм неоднократно реконструировали, и сейчас в нём проходят богослужения, но он также открыт и как музейная экспозиция.
Собор использовался как фамильная усыпальница ещё со времён Андрея Боголюбского: в нём был похоронен его сын Изяслав и он сам, а также другие поколения семьи князя. В храме хранятся мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Георгия Всеволодовича и частица мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Церковь Бориса и Глеба
Этот храм расположен в селе Кидекше Суздальского района Владимирской области. Ныне он относится к недействующим. Был возведён в 1152 году во время правления Юрия Долгорукого, который задумывал построить храм в честь небесных покровителей его сыновей Бориса и Глеба и всего его княжеского дома. Как гласит предание, в месте, где была построена церковь, братья Борис и Глеб раскинули стан, направляясь из своих княжеств на встречу со своим отцом Владимиром Красно Солнышко. Для одного из сыновей Долгорукого, князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, а также для его жены Марии и дочери Ефросинии церковь стала усыпальницей.
Как и все постройки Владимиро-Суздальской земли, церковь отличает правильная и четкая геометрия, но исследователи отмечали необычайно высокое техническое мастерство исполнения храма: между блоками, из которых сложен храм, практически не заметен связующий раствор – настолько гладко обтесаны они и совершенно подогнаны друг к другу. К слову, как говорят исследователи, храм был построен из очень дорогого по тем временам белого известняка, который был в десть раз дороже плинфы, тонкого обожженного кирпича, широко в то время использовавшегося для такого строительства.
Церковь Покрова на Нерли
Этот храм расположен в удивительно уютном местечке Боголюбово, где когда-то князь Андрей Боголюбский основал своё имение после переноса столицы Владимиро-Суздальского княжества во Владимир. Боголюбово по тем временам находилось в очень важном и экономически привлекательном месте: там, где соединялись реки Нерль и Клязьма, две важные судоходные торговые артерии. Существует легенда, по которой именно в этом месте кони Андрея Боголюбского внезапно встали как вкопанные, когда он вёз икону Божией Матери из Владимира в Ростов. Решив заночевать в этом месте, поскольку кони дальше идти отказывались, князь Андрей увидел сон, в котором ему явилась Богородица. После этого князь основал город Боголюбово, то есть любимое богом, и сам взял себе прозвище Боголюбский. К несчастью, князя Андрея убили его же бояре, и со временем Боголюбово из процветающего города превратился в небольшое селенье. До наших дней дошли лишь фрагменты дворца князя, где было совершено убийство, но зато сохранилась церковь Покрова на Нерли, которая прославила деревню Боголюбово на весь мир.
Храм построен в полутора километрах от Боголюбова на пересечении Клязьмы и Нерли, и этот храм видели все, кто прибывал со стороны Клязьмы в город. Правда, со временем русла рек немного сместились. Церковь Покрова на Нерли называют самым каноничным и идеальным русским православным храмом. Он примечателен своими пропорциями: золотым сечением, устремленными вверху слегка вогнутыми стенами, элегантной лаконичностью. Его также называют и самым красивым русским храмом: он стал образцом для строительства многих религиозных сооружений.
Кроме того, это первый в мире храм, который был посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Храм находится в чистом поле, к нему нужно идти пешком через роскошные луга, и это добавляет посещению храма особой атмосферы. Есть ощущение, что переносишься во времени в Древнюю Русь — в те годы, когда храм только был построен.
Золотые ворота во Владимире
Эти ворота поручил возвести Андрей Боголюбский, когда перенёс столицу из Суздаля во Владимир, и служили они одновременно и триумфальной аркой, и оборонительным сооружением — оформляли парадный вход в княжеско-боярскую часть города.
Интересно, что это единственные из ворот города Владимира, которые дошли до наших дней. Кроме них были еще Медные, Оринины, Серебряные и Волжские — внешние ворота, входные, а также внутренние Ивановские и Торговые.
Золотыми они были названы потому, что были покрыты листами золочёной меди, которая на солнце ярко блестела, отчего ворота поражали воображение. Правда, до наших дней дошли лишь фрагменты тех, первоначальных ворот. Исследователи считают, что на момент постройки Золотые ворота Владимира не имели аналогов в Европе, где преимущественно строили крепостные башенные сооружения, а Золотые ворота выполняли ещё и функции главного въезда в город.
Золотые ворота во Владимире.
За время своего существования Золотые ворота стали свидетелями многих исторических событий: именно здесь жители города присягали Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, а татарская орда не смогла преодолеть ворота в 1238 году, чтобы попасть в город, так что пришлось пробивать дыру в крепостной стене. Золотые створы ворот горожане сняли и спрятали, чтобы они не попали в руки врага, и до сих пор створы не были найдены. Было предположение, что их утопили в Клязьме, что их спрятали под фундаментом ворот, но на данный момент створки Золотых ворот признаны ЮНЕСКО утраченными человечеством шедеврами.
Богородице-Рождественский собор в Суздале
Собор Рождества Пресвятой Богородицы расположен на территории Суздальского кремля. Он был построен в начале 12 века еще при княжении Владимира Мономаха, но в 1148 году собор разобрали и возвели заново: вместо плинфы, которая использовалась для строительства первого храма, при перестройке использовали бутовый камень. Собор был сожжен татарами, пострадала верхняя часть, она была возведена заново, да и в целом за время своего существования собор претерпел много изменений.
Отличительной особенностью собора являются синие купола, украшенные золотыми звездами, а также 160-килограмовый выносной «Царь-фонарь», который является крупнейшим фонарем в мире. В высоту он составляет 2 метра, изготовлен в форме храма со свечами внутри из слюды и позолоченной меди. Используется этот фонарь при проведении торжественных церемоний и крестных ходов.
Палаты Андрея Боголюбского
Их называют ещё «Боголюбский дворец» или «Боголюбский замок». Это белокаменный дворец находится на территории Боголюбского монастыря вблизи Боголюбова, в десяти километрах от Владимира. Построен дворец был как загородная резиденция князя Владимирского Андрея Юрьевича в 1158–1165 годах. И Боголюбский дворец — единственное на сегодняшний день дошедшее до нас гражданское здание периода домонгольской Руси.
Изначально княжеская резиденция состояла из целого архитектурного ансамбля: каменный дворец в два этажа соединялся переходом с храмом Рождества Богородицы через лестничную башню. Также ансамбль включал в себя Леонтьевский храм. Все эти здания были обнесены каменными стенами, что для Руси того времени было новшеством, причем эти стены не носили оборонительный характер – угловых башен на них не было, так что, скорее, они были декоративно-художественным элементом. До нашего времени сохранились остатки дворцового комплекса, причём до пятидесятых годов 20 века вообще считался замок утраченным, но в 1954 году в Боголюбском монастыре была обнаружена лестничная башня и арочный переход, который соединял башню с собором Рождества Богородицы.
Именно в этом дворце Андрей Боголюбский прожил до конца жизни, здесь же был убит боярами, и есть что-то мистическое в том, что от палат княжеских осталась только лестничная башня и арочный переход: именно в этом месте, под лестницей в лестничной башне, если верить летописям, и убили князя Андрея.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Здание мужского монастыря на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля изначально строилось князем Борисом Константиновичем в качестве крепости, которая должна была защищать город от врагов. Есть предположение, что у восточной стены Спасо-Преображенского собора монастыря захоронен князь Дмитрий Пожарский. Над могилой был склеп, который разобрали в тридцатых годах 20 века, а в 2009 году восстановили, возвели склеп из мрамора и установили каменный крест.
До нас не дошли элементы первоначального здания, построенные из дерева, а нынешнее здание было возведено в 16–17 веках. Монастырь строился на княжеские и боярские пожертвования, в частности, Василия III, его сына Ивана, князей Пожарских.
У стен монастыря в 1445 году Василий II вступил в битву с казанским войском под предводительством сыновей хана Улу-Мухаммеда, потерпел поражение и попал в плен. О монахах этого монастыря упоминал князь Андрей Курбский в переписке с Иваном Грозным: «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». Члены императорской семьи посещали этот храм: цесаревич Александр Николаевич в 1837 году и император Николай II с дочерями Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией в 1913 году.
Интересно, что Екатерина II повелела учредить в монастыре тюрьму для «безумствующих колодников», которую закрыли только в 1905 году. В эту тюрьму попадали те, кто нарушал устои церковного права, сектанты. В частности, в этой тюрьме отбывал заключение и умер лидер секты скопцов Кондратий Селиванов. Здесь же отбывал заключение и умер известный предсказатель Авель, он похоронен за алтарём монастырской Никольской церкви.
В советские годы в монастыре располагалась тюрьма особого назначения, где отбывали заключение коммунистические и комсомольские деятели, экономисты и священники. А после войны здесь располагалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников.
Дмитриевский собор во Владимире
Это один из действующих храмов Владимира, который был построен ещё Всеволодом Большое Гнездо в честь великомученика Димитрия Солунского. Этот собор известен на весь мир своей белокаменной резьбой. Строили собор в 1194–1197 годах из белого камня-известняка, главной святыней храма была икона Дмитрия Солунского и чеканного ковчежца с частицей одежды, пропитанной кровью мученика.
Дмитриевский собор во Владимире.
За свою историю храм был разграблен татарами, неоднократно горел, а при императоре Николае I производилась реставрация, в ходе которой храму придали «первобытный вид», как велел император, но проявили невежество реставраторы и убрали лестничные башни и галереи, посчитав, что их сделали в более поздние периоды. Уничтожение этих элементов привело к тому, что стены потрескались. Последние реставрационные работы в храме проводились в 1999–2004 годах: в ходе них был заменён крест на куполе, а рельефы и белый камень покрыли защитной пластической смесью.
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля уникальны тем, что являются живыми свидетельствами эпохи, когда Северо-Восточная Русь переживала свой культурный и духовный расцвет. Эти храмы и крепости словно хранят в своих стенах дыхание времени — от величия княжеских замыслов до трагедий монгольского нашествия, от молитв первых русских святых до шагов современных паломников и туристов.
Сегодня эти памятники продолжают жить: в одних совершаются богослужения, другие открыты как музеи, третьи — как напоминание о хрупкости истории и необходимости бережного отношения к наследию прошлого. И именно в таких местах рождается уважение к истории, воспитывается чувство национальной гордости и формируется культурная память народа.