Мелодии, ставшие «золотым фондом» советской эстрады, словно эхо, доносятся до нас сквозь годы. Песни, подобные «Увезу тебя я в тундру» и «Ягода-малина», знакомы не только тем, чья юность пришлась на советское время, но и тем, кто только начинает свой жизненный путь. За кулисами этого музыкального великолепия стоял Михаил Пляцковский – поэт-песенник, чьи рифмы стали «путеводной звездой» для многих исполнителей.
Кадр из телепередачи «Чудовищная зависть: донос на Пляцковского погубил его здоровье», телеканала «Москва-доверие», 2023 г.
Современники, рисуя его словесный портрет, вспоминали Михаила Пляцковского как человека, сотканного из нитей редкой душевности и доброты. Каким же был этот «маг слова», чьи песни до сих пор согревают сердца? Как рождались его шлягеры, ставшие «символом эпохи»? Вопросы, словно лучи прожектора, высвечивают личность поэта, пытаясь разгадать секрет его неувядающей популярности.
Жизненный путь Михаила Пляцковского начался в городе Енакиево, что находится в Донецкой области. Именно там, 2 ноября 1935 года и родился будущий поэт-песенник. Рано оставшись без отца, Михаил знал только материнскую любовь, ставшую его единственной опорой. Детство, опалённое пламенем войны, оставило неизгладимый отпечаток в его юной душе, «как на древе годичные кольца». В годы Великой Отечественной, словно перекати-поле, семья была вырвана из родных мест, потому что впереди было бегство от немецкой оккупации и скитания вдали от дома. Голод, словно злой волк, фактически преследовал их по пятам. Позднее Михаил напишет в одном из своих дневников, которые он вёл: «Вот что значит юность под знаком беды».
Удивительно, но эта тяжёлая жизнь не омрачила его души. Будучи по своей натуре человеком весьма оптимистичным и добродушным, он сохранил в себе веселый нрав и ко многому относился, как бы сейчас сказали, позитивно. Все, кто соприкасался с ним, запомнили его как человека с «сердцем, полным света», чья доброжелательность просто не знала границ.
Окончив обучение в школе, Михаил начал свою трудовую деятельность в редакции заводской газеты «За металл», принадлежащей Енакиевскому металлургическому заводу. Примерно в этот же период времени в издании «Енакиевский рабочий» были напечатаны дебютные стихотворения Пляцковского. В 1960-м году Михаил принял решение о переезде в Москву для продолжения образования и поступает в Литературный институт имени А. М. Горького.
Здесь надо сделать небольшое отступление: дело в том, что первый институт, куда Михаил без труда сдал вступительные экзамены, был совсем не тем известным литературным институтом, что находился в Москве. Образование своё Михаил Пляцковский начал в педагогическом ВУЗе города Луганска. Ввиду того, что надо было помогать матери и работать, Михаил смог поступить только на вечернее отделение. Уже позднее, когда он перевёлся в Москву, он шутил, что стал «стационарным пациентом» Литиниститута. Кому вздумалось в те годы называть дневное отделение «стационарным», сейчас сказать сложно, но именно под таким называнием и просуществовали дневные отделения многих ВУЗов. Литературный не стал исключением. Впрочем, как не стали исключением остроты, отпускаемые в адрес столь забавно называемых дневных отделений.
Началом профессионального пути Михаила Пляцковского в песенном творчестве стала работа над «Маршем космонавтов», созданным в соавторстве с Семёном Заславским. Однако всенародная слава пришла к поэту позже, с появлением другого произведения. Настоящим прорывом для Пляцковского стала песня «Лада», написанная им вместе с Владимиром Шаинским. Впервые публика услышала это произведение в исполнении Вадима Мулермана. Впоследствии Михаил Спартакович сотрудничал с такими известными композиторами, как Юрий Антонов и Вячеслав Добрынин, создавая песни для целого ряда популярных исполнителей. Среди них – Клавдия Шульженко, Лев Лещенко, Валентина Легкоступова, Алла Пугачева, Валентина Толкунова, София Ротару, Тамара Миансарова, Ольга Зарубина, Михаил Боярский, а также вокально-инструментальные ансамбли «Поющие сердца», «Ариэль», «Самоцветы», «Лейся, песня» и многие другие коллективы и солисты, чье полное перечисление заняло бы слишком много времени.
Товарищи и соратники Михаила Пляцковского подчеркивали, что сотрудничество с этим автором приносило им только положительные эмоции. Михаил Спартакович обладал удивительным даром: подобрать точные слова для песен никогда не составляло для него труда, казалось, они сами рождались из-под его пера.
В частности, Вячеслав Добрынин делился воспоминанием об одном случае из жизни Пляцковского. После совместной поездки за город, возвращаясь с семьёй Михаила домой, они сделали остановку у дороги, чтобы купить малину. Всё дальнейшее путешествие Пляцковский не отрывал взгляда от ягод. Сам Добрынин то и дело подшучивал над своим приятелем, обращая внимание на то, что тот настолько заворожённо смотрел на ягоды, что со стороны создавалось впечатление, что он просто влюбился в них. Конечно, Вячеслав Григорьевич даже и представить себе не мог, что пока он отпускал шуточки в адрес своего знаменитого попутчика, тот… сочинял стихотворение. Позднее именно оно легло в основу знаменитой песни «Ягода малина».
А вот знаменитый шлягер «Увезу тебя я в тундру» Пляцковский создал, вдохновившись поездками по российским просторам. Известно, что поэт испытывал особую любовь к северным территориям страны, о чём свидетельствуют и другие его произведения, такие как «Чукотка» и «Ищи меня по карте».
Детская же композиция «Улыбка», как считает дочь Михаила Пляцковского, отражает жизнелюбие поэта. Именно таким он остался в памяти родных и сослуживцев: человеком жизнерадостным, беззаботным, позитивным и никогда не теряющим присутствия духа. Примечательно, что почти на всех фотоснимках Михаил Пляцковский запечатлён с улыбкой на лице.
Относительно биографии знаменитого поэта стоит сказать, что он связал себя узами брака в 1961 году, когда ему исполнилось 26 лет. Его супругой стала Лидия, с которой он разделил всю свою жизнь. В их семейном союзе родилась дочь Наталья, унаследовавшая талант отца. Она выбрала карьеру журналистки и автора песен, работая в таких изданиях, как «Советская культура» и «Труд». В настоящее время Наталья проживает на территории Соединённых Штатов Америки.
Возвращаясь к произведениям на слова Пляцковского, стоит отметить, что в 80-е годы сложно было найти человека, не знающего наизусть песню «Под крышей дома твоего». А для играющих на гитаре парней она служила верным способом завоевать внимание девушек. Этот шлягер появился благодаря совместному творчеству Михаила Пляцковского и Юрия Антонова. Ими был создан музыкальный спектакль в четырёх актах, названный «Приключения кузнечика Кузи». Именно песня «Крыша дома твоего» из этого мюзикла обрела невероятную популярность, став одним из самых известных хитов середины 80-х.
Не все осведомлены о том, что помимо написания песен, Михаил Пляцковский пробовал себя в качестве драматурга. Он является автором таких произведений, как детская комедийная постановка «Не бей девчонок!», состоящая из двух актов, и музыкальная комедия «Бабий бунт», основанная на «Донских рассказах» Шолохова.
Несмотря на непродолжительный творческий путь, Михаил Пляцковский оставил значительное песенное наследие, включающее более двух сотен композиций. Примечательно, что многие из его произведений популярны и сегодня. Его шлягеры, такие как «Учат в школе» и «Школьный вальс» («Не повторяется такое никогда…»), до сих пор звучат в учебных заведениях. Песня «Четвёртый день пурга качается над Диксоном…» любима полярниками. А призывники с удовольствием исполняют знаменитую «Через две зимы, через две весны…».
В 1986 году талант Михаила Пляцковского был отмечен премией Ленинского комсомола за его вклад в создание песен для пионеров. Кроме того, поэт был удостоен ордена «Знак Почёта». Тем не менее, настоящим триумфом для Пляцковского стала любовь слушателей, его произведения пережили автора. И, вероятно, народная любовь – это та вершина, к которой стремится любой деятель искусства.