О, как же я ненавидела 1 сентября! Сколько себя помню, столько ненавидела. Но никому об этом не рассказывала. Как положено отличнице, надевала белый бант, брала в руки букет и шла в школу. Даже улыбалась на линейке. И не знала, что существует же такой прекрасный вариант детства, как домашнее (или семейное) образование. Да в то время он еще и не существовал по-настоящему.
Каждое первое сентября, что я помню, у меня внутри все разрывалось от тоски: закончились дни, когда можно просыпаться, когда выспалась, а не под будильник; когда можно улетать в миры Толкиена, Сапковски, Пелевина, Джордана и прочих любимых авторов-фантазеров; когда можно проводить время с реальными друзьями, а не с теми, с кем посадили за парту; когда можно было без оглядки рисовать, вышивать, писать стихи, печь пироги, делать все что хочется, а не домашние задания…
Для меня с 1 сентября просто рушился мой мир, я как будто душу свою складывала в коробочку и убирала высоко на антресоль — до мая
И после окончания школы и университета еще много лет 1 сентября во мне отзывалось такой вот фантомной болью.
Сейчас у меня 8-летний сын. Мы живем в США, и по Американским правилам он уже 3 года должен бы встречать осень с вот примерно такими же настроениями. Но не встречает.
Для него наступление осени связано с другим: дни прохладнее, и значит можно дольше гулять, деревья меняют краски, и мы всей семьей ездим в парки, где можно увидеть красивую желто-красно-зеленую роспись, близится его осенний день рождения…
А в школу мы не ходим. Мы на домашнем обучении.
Наверняка у многих родителей при словах «домашнее обучение» нервно дергается глаз. Неудивительно, учитывая то, что пришлось семьям пережить за время карантина. Но это никакого отношения не имеет к настоящему, правильно организованному домашнему обучению — на карантине с учебой многое пошло не так.
Конечно, домашнее обучение сопряжено со своими сложностями — но вопреки им мы в нашей семье выбираем домашнее обучение.
Сложности домашнего обучения
- Время. Очевидно — это требует времени и вовлеченности со стороны родителей. А когда ребенок еще маленький, домашнее образование просто требует присутствия родителя дома.
Для работающих вне дома взрослых домашнее образование может быть вообще не вариант, пока ребенок не вырастет достаточно, чтобы быть дома одному. Но и при работе из дома — наш случай — объединять свою работу и обучение ребенка требует немалых усилий. Но (все-таки не удержусь, и приложу свои «но» уже в этом разделе) разве родителю не имеет смысл уделять время и внимание своему ребенку в любом случае? - Расходы. Домашнее обучение подразумевает, что вы нанимаете для ребенка учителей, записываете его в различные кружки, покупаете учебный материал, и так далее.
Конечно, расходы на образование ребенка могут достигнуть небес и при школьном обучении, но это уже факультатив. На домашнем обучении дополнительных расходов не избежать. - Общение с другими детьми. В школе у ребенка автоматически образуется круг общения. А на домашнем обучении вам надо это общение еще устроить.
У меня ребенок — ярко выраженный экстраверт, и ему постоянно нужно быть среди людей. А я интроверт, и меня это все напрягает. Приходится находить свой баланс.
Но (опять это «но») уже как психолог, я сильно сомневаюсь, что искусственно созданное окружение класса это такая уж качественная социализация. Вариант, когда ребенок сам находит себе друзей, сам решает, с кем общаться, а с кем — нет, мне видится куда более адекватной подготовкой к взрослой жизни.
Сложности на самом деле нешуточные, но все равно домашнее образование — это выбор, в котором я ни разу за прошедшие два года не усомнилась.
Причины для того, чтобы перевести ребенка на домашнее образование
Любовь к обучению
Многие специалисты современности — возьмите ту же Надежду Черниговскую, Андрея Курпатова, или из зарубежных Нассима Талеба и Юваля Ноа Харари — в один голос говорят, что если что и понятно про профессии будущего, так это то, что они будут требовать постоянного обучения, изменения или повышения квалификации.
Уходит в прошлое эпоха, когда можно было освоить одну профессию или даже одну функцию, и всю жизнь себя ею содержать.
Поэтому современных детей совершенно необходимо не просто «учить учиться», а «учить любить учиться». Это кстати не так то сложно: ведь любовь к обучению в детях «вшита» эволюцией. Надо просто в правильное русло направить то, что природа дала.
К сожалению то, как устроены школы в своем большинстве, — прямая противоположность тому, что требуется для мотивации к учебе. Часто школьник не хочет учиться из-за каких-то вполне конкретных и личных причин, и хорошо бы с ними разобраться раньше, чем любознательность и интерес к обучению будут перекрыты переживаниями из-за проблем.
Если учитывать природу мотивации к учебе у ребенка, личностные особенности психики, универсальные возрастные нюансы развития нервной системы и создать ребенку соответствующие условия, то можно не просто чему-то конкретному научить (что не так уж важно в долгосрочной перспективе), а развить в человеке критически важный навык — обучаемость.
Самоорганизация
Как психолог и коуч, я очень много работаю с предпринимателями, помогающими практиками и самозанятыми людьми, и заметила, что наиболее распространенной проблемой у этой группы людей является необходимость самостоятельно организовывать свою деятельность.
То есть когда у тебя не стоит над душой шеф, когда не надо быть ровно в 9 на рабочем месте, когда твоя работа измеряется не часами, проведенными в офисе, а собственно результатами…
В общем, когда нет внешнего давления и внешней структуры организации своей деятельности, надо как-то собраться и работать. Часто — делать то, что сейчас не очень-то хочется делать. Да еще в «нечеловеческих» условиях, когда можно зайти в Ютуб и улететь в любимый сериал на весь день.
С наступлением карантина эту проблему заметили за собой и те, кто в найме перешел на удаленную работу. В общем, у работоспособного населения явно вырисовывается кризис самоорганизации. А учитывая, что технологии вовсю стараются нас отвлекать, то этот кризис только усугубляется.
Мое пророчество: через 10-15 лет те, кто умеет самоорганизоваться, получат огромное преимущество на рынке услуг и труда
Школа же по своей природе не просто не учит самоорганизации: школьная система подавляет любые попытки ребенка самоорганизоваться. Ведь ожидать, что самоорганизующийся ребенок — это тот, кто успевает делать все, что хотят от него учителя и родители, утопично.
На самом деле постижение ребенком самоорганизации выглядит скорее как бунт, или лень, или несобранность: ребенок ставит эксперименты, играет со временем, с режимом дня, со скоростью. Так он постигает искусство самоорганизации.
Но школе это не удобно: ребенок должен быть на уроке ровно в 8, за 45 минут успеть то, что учитель от него хочет, отдохнуть, оправиться и перебежать в другой класс за 5 минут… Никакие личные ритмы тут не учитываются. А любое отступление от этого навязанного режима карается замечанием в дневнике и неодобрением со стороны «авторитета» — учителя. Где же тут развиться навыку самоорганизации.
На домашнем обучении, конечно, тоже возможно устроить ребенку армейский режим и отсечь все попытки самоорганизоваться. Но нужды в этом нет, да и родители как правило роль надзирателя себе не хотят.
При домашнем образовании можно комбинировать жесткие по времени события (например, уроки, на которых нужно быть в установленное время), гибкое время, когда ребенку нужно выполнить ряд задач, и свободное время, когда ребенок сам решает, что и сколько ему делать. И кстати, если позволить ребенку научиться самоорганизации, процесс домашнего обучения становится довольно расслабленным для родителя и весьма эффективным для ребёнка.
Самореализация
Каждый из нас пришел в эту жизнь со своим уникальным набором качеств, интересов и склонностей, которые требуют реализации. Собственно, возможность реализовывать то, что в нас заложено, и делает жизнь счастливой и (хоть я и не люблю этого слова) успешной.
Индустриальная же модель, под которую и была создана школьная система, совершенно не учитывает никакой уникальности, а самореализацию в качестве ценности не воспринимает.
Опять же, скорее наоборот: школьная система скорее подавляет самореализацию ребенка в угоду унификации. Никому в общем-то уже не нужной, ибо индустриальный век давно закончился.
Самореализация — штука ревнивая. Если ребенок рожден с навыками, склонностями и чертами художника, то оторвать его от альбомов и фломастеров и заставить писать диктант или решать уравнения — та еще задачка. И это не ребенок противится: это его врожденные таланты «не хотят» тратить драгоценную энергию на что-то кроме своей реализации. Но что школа делает с таким ребенком? Ставит ему двойки, стыдит, принуждает, манипулирует…
Естественное здоровое развитие человека — это найти занятия, в которых реализуется то, что в него заложено, и максимум внимания и времени посвящать этому занятию.
Значит ли это, что тот же «художник от бога» теперь совершенно не будет знать математики? Нет, не значит. Если дать ребенку возможность реализовывать свои естественные склонности, это само по себе зарядит его энергией, чтобы исследовать и другие территории. Не так глубоко, не с таким интересом, но достаточно для общего развития.
А вот если психика ребенка постоянно занята тем, чтобы принуждать себя заниматься батареей предметов из школьного расписания, то даже на любимое дело потом сил не останется. Так и вырастают взрослые, которые и в 40 лет не знают, кем хотят быть, когда вырастут.
Вот такие три причины. Для меня они — основа здорового, счастливого, успешного будущего для моих детей. Да что там — настоящего тоже. И когда мне тяжело в нашем домашнем образовании (а бывает всякое), я напоминаю себе о том, зачем это все. И силы появляются.