Австрийка с итальянскими корнями, она признана как зеркало эпохи и самая красивая, успешная и талантливая киноактрис�� своего времени. Этому подтверждение — добрых шесть десятков фильмов у ярких знаковых режиссеров. Во Франции ее считают звездой французской, в Германии – немецкой, а в Австрии – австрийской.
Казалось бы, судьба дала ей все шансы быть счастливой: прекрасную внешность, талант, успешную актерскую карьеру, внимание мужчин, любовь – но все сошлось в ее судьбе непреодолимыми противоречиями, и свеча ее жизни угасла рано.
Она играла на грани нервного срыва, жертвовала собой ради каждой роли. Ее личная жизнь не стала для нее поддержкой и спасением, она будто знала, что долго это все не продлится. Роми жила ролями. Там, на экране, она чувствовала себя нужнее, важнее, любимее, чем в жизни.
Роми Шнайдер родилась 23 сентября 1938 года в Вене. Несколько поколений ее предков были известными театральными актерами. Бабушку, Розу Ретти, даже называли австрийской Сарой Бернар. И она буквально напророчила внучке судьбу, сказав:
«Вполне возможно, что однажды моя внучка окажется в тупике, из которого нет выхода. Люди ее склада, позволяющие себе жить эмоциями, чувствами и страстями, не задумываются о том, что свеча, которую пытаются задуть с двух сторон, очень быстро гаснет».
Родители расстались, когда Роми была еще маленькой. Отец почти исчез из жизни дочери, матери было некогда заниматься ребенком – и ее отправили учиться в школу при монастыре.
Девушке было около 15 лет, когда продюсер предложил ей сыграть вместе с матерью в фильме «Когда цветут белые лилии». Роми очаровала всех и в тот же год снялась в фильме «Фейерверк» уже самостоятельно.
Настоящим взлетом, который предопределил судьбу Роми Шнайдер, стал фильм «Сисси». Это костюмированная мелодрама о жизни австрийской принцессы Елизаветы Баварской, где было мало исторической правды, зато много успеха у зрителей. Уолт Дисней назвал ее «самой красивой девочкой мира», а отчим подарил замок на берегу озера Лугано.
Немецкий кинематограф того времени был специфичен – в фаворе у зрителей были простые красочные истории, в чем-то лубочные и идиллические. Роми снялась в трех фильмах о Сисси, и ее начало тяготить предложенное консервативное амплуа.
Судьба не заставила ждать.
Из дневника Роми: «Париж — это всегда начало».
В 1957 году, на съемках фильма «Кристина» Роми Шнайдер уже в статусе известной актрисы познакомилась с Аленом Делоном, тогда еще малоизвестным. Противоположности притягиваются: добропорядочная немецкая барышня и французский хулиган попались в капкан чувств. Это случилось не сразу: изображая влюбленных на съемочной площадке, ссорясь и споря, молодые актеры и не заметили, как это перестало быть игрой.
В 1959 году она уехала из дома и поселилась с Делоном в Париже. От участия в четвертой части фильма про Сисси она отказалась.
На родине ей не простили ни роман с французом, ни переезд во Францию.
Хотя к моменту переезда она имела на счету почти пару десятков картин, солидные гонорары и армию поклонников, в Париже никто не спешил заполучить её снимать.
Из дневника Роми: «Что мне делать? Австрия и Германия меня уже забыли, а Франция отказывается принять!»
Франция все же ее приняла: один из великих режиссеров мира, Лукино Висконти, помог молодой актрисе нащупать и отточить свой стиль игры. Роми была молода и энергична и отдавалась игре полностью, в этом она ощущала настоящую жизнь. Построить новый образ ей помогала и Коко Шанель.
Несмотря на начавшийся успех и посыпавшиеся предложения, ее яркий дебют в роли Сисси постоянно напоминал о себе, и Роми чувствовала себя обязанной доказывать свой драматический талант. Она играла на грани нервного срыва, жертвовала собой ради каждой роли.
Признание в качестве серьезной драматической актрисы Шнайдер получила после спектакля Лукино Висконти «Как жаль, что ты потаскуха» и его же фильма «Боккаччо-70» (1962). Ей наперебой предлагали роли, она снималась в Голливуде, Риме, Нью-Йорке, Лондоне.
Через шесть лет совместной жизни Делон и Роми расстались.
Из дневника Роми: «После измены Алена я была уничтожена, растеряна, унижена. Если бы это зависело от меня, я бы никогда его не оставила…»
Актриса замкнулась в себе и три года не снималась. Позже она вышла замуж за немецкого театрального режиссера Гарри Мейена, родила сына Давида.
Но Роми мало было тихой семейной жизни, и судьба снова пошла навстречу. Актриса триумфально вернулась в кино с фильмом «Бассейн» Жака Дерея, где ее партнером стал Делон. Соединяя в пару главных персонажей и бывших возлюбленных, продюсеры не просчитались: интерес публики к их отношениям стал отличным пиаром. Эта французская криминальная мелодрама стала культовым фильмом, еще во время съемок обросла скандалами и слухами.
Из дневника Роми: «Я молила Господа... Мое сердце вновь запылало жаром первой любви. Я понимала, что делаю что-то страшное, но не могла удержаться. Делон возродил меня к жизни, от которой я хотела уйти, вернул к любимой работе».
Муж Роми Гарри Мейен с трудом выносил все происходящее, ревновал жену к Делону, и отношения в семье становились все более напряженными. Вскоре Гарри настоял на разводе. Они расстались в 1973-м, официальный развод состоялся в 1975 году. Брак развалился из-за бывшего возлюбленного...
В жизни Роми будет еще один брак, с Даниэлем Бьязини, в этом браке в 1977 году родится дочь Сара. Но счастливой семейной жизни актрисе так и не суждено было испытать. Несчастья преследовали ее, будто она их примагничивала.
В 1979 году Гарри Мейен покончил с собой в Гамбурге.
В отношениях с Даниэлем Бьязини быстро обнаружились непреодолимые противоречия, и в мае 1981 года Шнайдер подала документы на развод. В том же месяце врачи обнаружили опухоль правой почки у Роми, и ей была проведена серьёзная хирургическая операция, почку удалили. Но самый страшный удар судьбы ожидал Роми Шнайдер летом 1981 года.
В июле 1981 года сын Роми Давид нелепо погиб.
Роми пережила его всего на 10 месяцев, и 29 мая 1982 года скончалась от разрыва сердца у себя в парижской квартире. Ей было всего 43.
По опросу, проведенному в 2000 году, французы назвали Роми Шнайдер самой выдающейся актрисой 20 века.
Ален Делон: «Ни одна актриса не может сравниться с Роми Шнайдер. Такой как она не было, нет и не будет».
В 2018 году состоялась премьера картины «3 дня с Роми Шнайдер», получившая высшие награды в области немецкого кино «Лола» в семи номинациях. Это не просто реконструкция реальных событий из жизни актрисы и погружение в психологию звезды — это настолько хороший фильм, что в него невозможно не влюбиться.