Женщины, которые отказались от любви Владимира Маяковского из-за Лили Брик и не только…

О том, как Лилю Брик любил Маяковский, знают, наверное, все поклонники и знатоки советской литературы. А недавно этим фактом из биографии поэта стало живо интересоваться и подрастающее поколение благодаря хиту Марка Тишмана и Юли Паршуты. Известно, что Лиля Брик была музой поэта, его самой сильной любовью.

Но какие еще женщины были в жизни поэта? Кто из его поклонниц пылал к поэту безответной любовью, но так и не смог занять или удержать место в его сердце? А кто сознательно отказался от отношений с поэтом, не желая занимать в его сердце только вторые роли?

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ

Софья Шамардина

Эта прекрасная уроженка Минска, приехав в Петербург для обучения на Бестужевских курсах, была поручена заботе Корнея Чуковского, который дружил с ее родителями. Именно благодаря Чуковскому она легко влилась в мир петербургской богемы, начала заводить романтические знакомства с такими мужчинами, как, к примеру, Игорь Северянин. Северянин даже писал о ней в стихотворении к Маяковскому:

… И, наконец, ты помнишь Соньку,
Почти мою, совсем твою,
Такую шалую девчонку,
Такую нежную змею?..

По признанию самой Софьи Сергеевны, впервые она услышала, как Маяковский читает свои стихи, в Медицинском институте на лекции Чуковского о футуристах. Вот, как она его описывала:

«После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский — в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом — и стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были и Бурлюки, и Крученых».

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ

После лекции они познакомились, поужинали, а потом Чуковский оставил молодежь, взяв с Маяковского слово, что он проводит Соню домой. Однако домой в тот вечер Соня не вернулась: они гуляли по ночному Невскому, побывали в гостях у Хлебникова, у Бурлюков. Между ними вспыхнул роман, и в результате так бурно развивающихся отношений Софья забеременела, но оба оказались не готовы к родительству. Поэтому и расстались, а девушке пришлось вернуться в Минск. Они еще встречались после: девушка вышла замуж за председателя Совнаркома БССР Язэпа Адамовича, и Маяковский иногда приезжал в Минск. А когда Софья с мужем переехали жить в Москву, их отношения возобновились, но уже как дружеские. Софья помогала организовывать выставку Маяковского «Двадцать лет работы».

После самоубийства поэта Софья прожила еще пятьдесят лет: ее супруг, опасаясь ареста, покончил с собой через семь лет, саму Софью Сергеевну арестовали и посадили на 10 лет по 58-й статье, а когда освободили, то всего через пару лет вновь арестовали и поместили в тюрьму вплоть до 1955 года, правда, после полностью реабилитировали. Интересно, что свои последние годы жизни она провела в Переделкино в пансионате для ветеранов, и именно Лиля Брик хлопотала о том, чтобы поместить ее туда. Софья Шамардина умерла в 1980 году, а в 1993 году были опубликованы ее мемуары «Футуристическая юность».

Мария Денисова

Мария Денисова. Фото: автор неизвестен, на условиях добросовестного использования

Реклама

Когда Маяковский в рамках своей поездки с футуристами приехал в Одессу, он принимал участие в поэтическом вечере в Русском театре, где и познакомился с Марией. Один из участников вечера Василий Каменский описывает ее как «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами, словом, настоящую красавицу». Тот же Каменский рассказывал, что Маяковский до самой ночи гулял с Марией, а вернулся совсем на себя не похожий: «улыбающийся, рассеянный необычайно». Роман закрутился, отношения были бурными и очень романтичными, но, когда Маяковский позвал Марию замуж, она отказала ему, потому что уже была помолвлена. После их знакомства Денисова дважды выходила замуж, работала над созданием агитплакатов и оформлением агитпоезда, в годы Гражданской войны участвовала в боях и даже была ранена. После войны выбрала для себя профессию скульптора, ее работы даже посылали на выставки в Европу, чего не одобрял ее второй муж, революционер Ефим Щаденко.

С Маяковским Мария вела длительную переписку, поэт во многом помогал ей в решении некоторых жизненных трудностей. Именно Мария Денисова стала автором гипсового бюста Маяковского, которого называла «мой остроугольный друг».

Елизавета Зиберт (Элли Джонс)

Уже будучи влюбленным в Лилю Брик, Маяковский все же не обходил своим вниманием красивых женщин. Во время поездки в Америку, к примеру, он нанес визит Давиду Бурлюку в Нью-Йорке, участвовал в поэтических сходках, и именно там его познакомили с Елизаветой Зиберт, русской эмигранткой, вышедшей замуж за американца Джонса, но успевшей к тому времени уже развестись. Это был недолгий, но очень страстный роман, и Елизавета после родила от Маяковского дочь Елену Патрицию. Маяковский пытался приехать снова в США, чтобы увидеть ребенка, но из страны его не выпускали. Только в 1928 году в Ницце состоялась их встреча. Елена Патриция всю свою жизнь прожила в Нью-Йорке, стала педагогом, писателем, доктором философии. Она умерла в 2016 году в возрасте 89 лет. Ею была написана книга «Маяковский на Манхэттэне, история любви».

Маяковский и Элли Джонс. Фото: из личного архива Елены Маяковской, дочери поэта

Реклама

Наталья Брюханенко

Наталья была горячей поклонницей творчества Маяковского, работала в Госиздате. Ей было всего двадцать лет, когда они познакомились. По воспоминаниям современников, это была очень красивая девушка: длинноногая, как сейчас бы сказали, модельной внешности. Писали, что от нее будто исходило какое-то сияние – улыбчивая, с ямочками на щеках, сероглазая – «Юнона в комсомольском обличье».

В Госиздате они и встретились, и сразу же отправились гулять – в кафе познакомились с мужем Лили Брик, а после поэт пригласил Наташу в гости. Он шептал ей на ушко свои стихи, распускал ее длинные косы. Поначалу ее испугал напор, с которым уделял ей внимание влюбленный поэт, она даже убежала из его квартиры, а он кричал ей вслед, чтобы она не забыла надеть перчатки. После этого примерно год они не виделись, а затем снова встретились в Госиздате, и снова между ними вспыхнуло притяжение. Но в этот раз Наташа пообещала Маяковскому больше от него не бегать. Он дарил ей много подарков, окружал роскошью, но девушку беспокоил тот факт, что Маяковский ничего не говорил ей о своих чувствах. На что Маяковский однажды ответил:

«Я люблю Лилю. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу только на втором месте. Хотите – буду вас любить на втором месте?»

Наталья Брюханенко. Фото:

Реклама
culture.ru

Наташа не захотела делить поэта ни с кем. Возможно, Маяковский женился бы на девушке и был бы счастлив, но, как выяснилось после, в самый разгар его романа с Натальей Лиля Брик написала ему:

«Володя, до меня отовсюду доходят слухи, что ты собираешься жениться. Не делай этого…».

Наталья Брюханенко позже написала мемуары о Маяковском под названием «Мой щеник Маяковский». Она подчеркивала, что понимает, что она сама – никто, «а он — поэт», но все-таки Маяковский был влюблен в нее по-настоящему.

Татьяна Яковлева

Настоящей угрозой отношениям Маяковского и Лили Брик стала и эмигрантка Татьяна Яковлева, с которой поэт познакомился во Франции, когда покупал для Лили знаменитый автомобиль. Татьяна была уникальной красавицей – элегантной, утонченной, настоящей леди. Они познакомились, и уже через пять минут Маяковский понял, что влюблен. О ней он писал: «Ты одна мне ростом вровень» (Татьяна была высокой женщиной), и вместе они провели сорок дней, насыщенных любовью. Маяковский предлагал Татьяне вернуться вместе с ним в СССР, буквально умолял ее, был готов даже отказаться от отношений с Лилей Брик ради нее, но Татьяна отказалась. Уезжая, Маяковский зашел в одну из оранжерей Парижа и оставил там внушительную сумму денег, чтобы после его отъезда каждое воскресенье Татьяне присылали цветы от Владимира. Это продолжалось даже после его смерти.

Татьяна Яковлева. Фото: на условиях добросовестного использования, из книги Владимира Дядичева «Лиля Брик. Любимая женщина Владимира Маяковского»,

Реклама
iknigi.net

Сама Татьяна Яковлева писала о нем:

«Он такой колоссальный, и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»

После расставания с Маяковским Татьяна вышла замуж за Александра Либермана, арт-директора журнала Vogue, переехала жить в Нью-Йорк, и в их квартире проводились вечера с участием людей искусства, в том числе Трумена Капоте и Сальвадора Дали.

Вероника Полонская

Вероника Полонская. Фото: на условиях добросовестного использования

Актриса МХАТа, которая была моложе Маяковского на 15 лет, стала не только последним сильным увлечением поэта, но и единственной свидетельницей его самоубийства. Они встретились в 1929 году, когда Вероника была замужем за актером Яншиным. Это случилось на бегах, куда пригласил ее Осип Брик, который снимал Веронику в своем фильме «Стеклянный глаз». Познакомились, потом встретились еще раз тем же вечером, между ними завязался роман, Маяковский потрясающе читал ей свои стихи. Но Вероника понимала цену роману с поэтом, о болезненной привязанности к Лиле Брик которого уже тогда ходили легенды, поэтому мужа оставлять ради поэта не торопилась. Эта ее позиция приводила Маяковского в бешенство, он устраивал ей сцены, требовал, чтобы она бросила мужа ради него, планировал переехать вместе с ней в писательский кооператив в проезде Художественного театра.

В тот роковой день 14 апреля 1930 года они приехали к нему в комнату на Лубянке. Маяковский злился, поскольку Вероника спешила в театр на репетицию с Немировичем-Данченко. Произошла широко известная сцена с запиранием дверей и прятаньем ключа, выяснением отношений… Маяковский дал Полонской денег на такси, и она ушла. Успела дойти до парадной и услышала выстрел. Вернувшись в комнату, она нашла Маяковского окровавленным с простреленной грудью.

Владимир Маяковский в 27 лет. Фото: общественное достояние

Реклама

Эту женщину Маяковский упомянул в своей предсмертной записке наряду с Лилей Брик, но родня Маяковского посчитала ее виновной в смерти поэта, поэтому на похороны женщина решила не идти. Книгу воспоминаний о Маяковском она написала в 1938 году, но опубликовали ее только в 1987-м. В одном из своих интервью она как-то сказала:

«Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…».

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также