Жизнь со скоростью 1/100 секунды. Памяти Сергея Соловьева

Сын НКВДэшника, чье детство прошло в Северной Корее – сейчас это звучит как сюжет хорошего политического детектива.

Сергей Соловьев. Фото: kinopoisk.ru

Реклама

Сергей Соловьев вспоминал об этих годах с улыбкой, хотя его отец, по словам самого режиссера в интервью изданию «Новые известия» от 21 февраля 2007 года, сыграл значительную роль в становлении во главе Северной Корее Ким Ир Сена: отец Соловьева «был одним из руководителей бригады, сажавшей на пост» великого вождя северокорейского народа и даже частенько присутствовал на трибуне рядом с вождем, когда Ким Ир Сен принимал парады. Маленький Сережа Соловьев в это время играл со своим товарищем Ким Чен Иром в то, во что обычно играют дети в шести-восьмилетнем возрасте, даже дрались бывало.

А в его жизни все было непросто: непросто складывалась профессиональная судьба, непросто – личная, семейная жизнь, непросто формировалось и отношение к искусству. Наверное, поэтому те правила жизни, те жизненные мудрости, которые Соловьев сумел для себя (и для других) сформулировать, тоже формулировались не сразу, через меткие цитаты и высказывания, через заметки на полях, через мысли о людях и историях, через актеров, в которых Соловьев был влюблен и с которыми предпочитал работать, сформировав из них свою «актерскую обойму» гения. В выпусках авторского проекта Соловьева «Те, с которыми я…» много сказано о жизни и искусстве в целом, но снова, не умозрительно, а через призму отношений, преломлений таланта конкретных людей.

Сергей Соловьев. Фото: Svklimkin — Own work, по лицензии

Реклама
CC BY-SA 4.0

Он торопился жить и не успевал. Слишком много всего в ней, в этой жизни, было, слишком много пролетало мимо, и он не успевал всего рассмотреть и понять.

Не понимал об искусстве, что это:

«Что такое кино как искусство, я сказать могу. То, как Чаплин уходит по дороге, это искусство. А просто определить, что такое искусство, — очень сложно. Я бы сказал, что искусство — это род достигнутой лично тобой гармонии».

Не понимал о жизни, какова она:

«Так жизнь устроена, что не всё в ней ясно. Рубежи не стоят: молодость закончилась, и что-то началось, или наоборот. ... Чем дальше я живу, тем меньше мне что-нибудь понятно. Вернее, всё больше и больше остается непонятного. В этих непонятностях лично для меня самая большая загадка и прелесть мира».

Не понимал пафоса и напускного символизма, посмеивался, когда спрашивали о его бороде:

«Борода у всех что-то выражает — или патриотизм, или народничество. Моя — не идеологична. Я ее отрастил в Калуге, в 1973-м. Не мог побриться, не работала розетка в номере».

Не понимал, как можно смотреть на мир и видеть в нем серость, уставал от такого. В книге «Александр Абдулов. Необыкновенное чудо» писал:

«Надоело думать о том, как мы все плохо живем. Давайте наконец думать о том, как все будет – да и есть – хорошо. И делать что-то для этого».

Татьяна Друбич и Сергей Соловьев. Фото: из семейного архива Соловьевых

Реклама

Не понимал любви, что она есть. В той же книге писал:

«Думаю, любовь, ее невозможно сформулировать и объяснить. Любовь – это то, что не понимается мозгами. Как только она становится разумной, расчетливой – это уже нечто другое. Любовь – сумасшествие, безумие и все что хотите. … неземное состояние, когда ты не ходишь, а летаешь, когда от прикосновения руки можешь сойти с ума, – совершенно неконтролируемый процесс. Причем у всех она проявляется по-разному, кто-то даже берет и прыгает с десятого этажа. Расчетливый человек разве может пойти и прыгнуть вниз головой?»

Не умел понимать людей, полагался только на первое впечатление, на интуицию:

«При первой встрече понимаю: доверять ли человеку. Чем дольше знаешь — тем непонятней».

Так, с первого взгляда он узнал и доверился Ричарду Гиру, с которым дружил не один десяток лет, постоянно встречался в Америке или Японии: выпивали, разговаривали по душам. Так, с первого взгляда интуитивно понял тогда еще тринадцатилетнюю Татьяну Друбич, свою третью жену, и хоть брак и не сложился, они были близки многие годы. Соловьев всегда относился трепетно к Друбич именно как к актрисе:

«Друбич для меня как любимый браунинг для Дзержинского. Или играет Башмет на альте, он за него трясется. Я говорю: он что дорогой? Дорогой, говорит, но не в этом дело. В качестве звука. Таня для меня как инструмент, который я знаю очень хорошо. Когда она снимается в других картинах, я иногда вижу, как все топорно. Можно микроскопом забить гвоздь? Можно. Иногда Таней забивают гвозди».

Сергей Соловьев. Фото:

Реклама
Kremlin.ru​, по лицензии CC BY-SA 4.0

Сергей Александрович торопился жить, но все-таки, на наше счастье, успевал оставлять вот такие заметки -наблюдения на обочине жизни. Чаще всего они о том, что «не понимаю», «не знаю». Но читаешь их и чувствуешь, что в этом незнании и непонимании – самая чуткая жизненная мудрость и есть. Потому что в них жизнь, увиденная под совершенно иным углом зрения, увиденная глазами гения, который смотрит на мир через призму всех тех идей и образов, которые он пытается к этой жизни применить, с этой жизнь совместить. И это, кажется, ценнее самых ценных бриллиантов. Это – одна сотая секунды, остановленная и замершая в вечности.

Реклама
Специально для Журнала Calend.ru

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также