19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль «ВАЗ-2101», прозванный в Советском Союзе «Копейкой». ВАЗ-2101 «Жигули» — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан.
Этот автомобиль оказался маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки» советские автопроизводители так и не смогли создать таких долговечных автомобилей. Прототипом «копейки» был «ФИАТ-124» — автомобиль итальянской компании FIAT S.p.A.
Вскоре «Копейка» стала настоящим народным автомобилем в СССР.
На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия.
«ВАЗ-2101», согласно испытаниям, нуждался в капитальном ремонте лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Но есть случаи, когда «копейки» обходились без капитального ремонта и 20, и 25, и 30 лет!
За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли. За все время производства (с 1970 по 1984 годы) автозавод дал жизнь более 2,5 миллионам «Копеек».
Причем производился автомобиль не только для советских граждан, но и на экспорт. А для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух версий «Жигулей» — ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 (на базе ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011).
«ВАЗ-2101» использовался не только как личный транспорт, но и в милиции и других ведомствах. А также заслужил славу спортивного автомобиля, модель долгие годы не сходила с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований.
В 2000 году по результатам референдума, проведенного журналом «За рулём» ВАЗ-2101 был признан лучшим российским автомобилем уходящего столетия, а летом 2004 года в Москве был открыт первый памятник «Копейке».
Материалы по теме в Журнале Calend.ru:
Рассказ «Грошик»