31 августа отмечается День рождения первого русского танка. Правильнее было бы назвать эту дату – Днём рождения первого серийного отечественного танка. Хотя и название, и сама дата вызывают в среде профессионалов (конструкторов, военных, историков), а также среди любителей военной истории споры. Многие доводы, приводящиеся оппонентами, объективны и справедливы, что и приводит к разногласиям в вопросе того, когда же родился на свет первый русский танк.
Дело в том, что официально родоначальником танков стала Великобритания, сумевшая наладить серийное производство «цистерн» (именно так была названа новая, несущая вооружение бронированная машина – «tank»). Причудливое название было обоснованным с точки зрения секретности нового образца военной техники, дезинформации противника, а главное – соответствовало внешнему облику первых английских танков, выглядевших сбоку как параллелепипед, а в зачехлённом состоянии – вообще «смахивавших» на огромные ёмкости.
Начало серийного производства и первое боевое применение английских танков в 1916 году в битве на реке Сомме дают основание для даты, претендующей на звание Дня рождения танка и танковых войск – 15 сентября 1916 года.
С рождением российского танка не всё складывается просто и однозначно. Если говорить о прототипах и экспериментальных образцах, то Россию можно было бы назвать первенцем в этом направлении. Так с 1911 по 1915 года конструктором В.Д. Менделеевым велись работы над проектом «боевой гусеничной машины», а в 1915 году 18 мая состоялись испытания опытного образца «вездехода» конструкции А.А. Пороховщикова. Исключительно фантастически выглядел и проект «царь-танка» конструкции Н.Н. Лебеденко, воплощённый в опытном образце и проходивший испытания также в 1915 году. Однако, проект Менделеева остался проектом, а опытные экземпляры проектов Пороховщикова и Лебеденко остались в единичных экземплярах и в серийное производство не пошли по множеству объективных причин.
Ряд историков называют датой рождения первого русского танка 18 мая 1915 года – день первых испытаний вездехода Пороховщикова. Большая же часть профессионалов склоняется к другой дате – 31 августа 1920 года. В тот день из ворот цеха завода Красное Сормово в Нижнем Новгороде выехал лёгкий танк, ставший первым серийно выпускавшимся танком в России.
Критики указывают на то, что танк этот, получивший громкое имя собственное «Борец за свободу товарищ Ленин» де-факто не являлся отечественной разработкой, а был восстановленным французским танком Первой мировой войны «Рено FT-17». Эта позиция действительно вносит некоторые сомнения в объективность даты для праздника. Стоит отметить, что тип танка и его происхождение никто и не скрывал. Так тип этот именовался «М», «КС» и «Русский Рено».
Однако, стоит учитывать, что доставшийся Красной Армии в качестве трофея французский танк пришлось очень серьёзно дорабатывать. С образца снимались эскизы и схемы, создавались чертежи и техническая документация, полностью заново для него были разработаны коробка передач, приводы управления. В качестве силовой установки служил выпускавшийся на заводе АМО двигатель FIAT, вооружение и броня поставлялись Путиловским, Обуховским и Ижорским заводами.
Стоит отметить, что выбранный в качестве образца первого серийного танка Рено FT-17 оказался самым удачным танком Первой мировой войны по принципам компоновки, став фактически родоначальником всех последующих танков в мире в общепризнанном виде.
Несмотря на то, что серия «КС» или «Русский Рено» была очень незначительной (выпущено всего 15 машин), именно эти танки стали первыми, серийно выпускавшимися в России. Их создание стало и началом формирования отечественной школы танкостроения, доказавшей в недалёком будущем свою состоятельность, уникальность и превосходство по многим параметрам над зарубежными танкостроительными школами.
В 1980 году перед одной из проходных завода «Красное Сормово» был установлен памятник из двух танков. Один из них – Т-34-85, выпущенный на заводе в годы Великой Отечественной войны и участвовавший в штурме Берлина в 1945 году, а второй – точный макет первого танка «Борец за свободу товарищ Ленин», созданный на заводе к юбилейной дате – 60-летию выпуска первого отечественного танка.