Касьян Голейзовский (Фото неизвестного автора, ок. 1940, www.belcanto.ru, )

Касьян Голейзовский

русский и советский артист балета и балетмейстер

Касьян Ярославович Голейзовский родился (22 февраля) 5 марта 1892 года в Москве. Он учился искусству танца сначала в Московском, затем в Петербургском театральном училище. С 1909 по 1918 годы танцевал на сцене московского Большого театра.

В 1916 году Голейзовский сделал первые попытки постановки танцев на столичных сценических площадках. К этому же времени относится создание студии, которая в 1922–1925 годах носила название Московского камерного балета.

В качестве балетмейстера в 1922 году он работал над созданием миниатюр «Фавн» на музыку К. Дебюсси и «Саломея» на музыку Р. Штрауса. Поставил множество номеров на музыку С. Прокофьева, Ф. Шопена, А. Скрябина.

Эксперименты в поисках соответствия балетного движения эмоциональной выразительности музыки, обращение к конструктивизму в хореографии и сценическом оформлении танца, привлекли внимание к таланту Касьяна Голейзовского. В нем увидели лидера балетного авангарда 1920-х годов.

В 1925 году он поставил в Большом театре балет «Иосиф Прекрасный» на музыку С. Василенко. Новизна пластики, новаторское оформление спектакля Б. Эрдманом, сложная тема (конфликт личности и власти) вызвали бурные дискуссии.

С середины 1930-х годов официальная идеология объявила новаторские искания «формализмом», и Касьян Голейзовский лишился возможности работать в Москве (разве что ставил физкультурные парады на Красной площади). Зато он получил возможность удовлетворить творческий интерес к фольклору – он участвовал в подготовке декад национального искусства в Белоруссии, Украине, Узбекистане, Таджикистане, где поставил ряд спектаклей.

Лишь в 1960-е годы возникла возможность вернуться в Большой театр. Он ставит балеты «Скрябиниана» (1962) и «Лейли и Меджнун» (музыка С. Баласаняна, 1964).

Голейзовский всю свою жизнь смело искал новые формы и лексику танца, стремился к сближению балета с эмоционально-пластическим строем музыки. Он шел к своей цели – развитию и переосмыслению классического наследия, обогащению его современной хореографией. Одна из последних творческих удач мастера – нашумевший балет «Иосиф Прекрасный» на музыку Василенко.

Заслуженный артист Беларусии, Заслуженный деятель искусств Литовской ССР — Касьян Ярославович — автор многих полемических статей о балете и книги «Образы русской народной хореографии» (1964).

Умер Касьян Ярославович Голейзовский в Москве 4 мая 1970 года.


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также