Хендрик Гольциус (нидерл. Hendrick Goltzius), нидерландский художник, чья точная дата рождения неизвестна — примерно это 1558 год.
Первые познания в рисунке он приобрел у отца, живописца по стеклу; потом занимался у гравера Дирка Корнгерта, но вскоре перешел к самостоятельной гравировальной работе и 18 лет от роду уже достиг некоторой известности. В 21 год женился на богатой вдове много старше себя, что дало ему экономическую самостоятельность.
В 1590 году Гольциус отправился в Италию, совершил большую часть путешествия пешком, выдавая себя за простолюдина, отчасти для того, чтоб свободнее прислушиваться к суждениям о нем самом, отчасти из любви к мистификациям.
«Гермес представляет Пандору царю Эпиметею» (1611, Базельский художественный музей, Общественное достояние)
В Италии он прилежно работал, совершенствуясь в рисунке, и по возвращении в Гарлем принялся снова за гравирование сначала с Рафаэля по рисункам, вывезенным из Италии. Затем создал две серии гравировки собственных композиций, в которых он высказал талант подражательности в полном блеске. Например, гравюры «Поклонение волхвов» на манер Луки Лейденского и «Обрезание» на манер Альбрехта Дюрера исполнены до того точно, что они ввели многих в обман.
Позже Гольциус оставил подражательный стиль и работал разнообразными техническими приемами, которые он изменял с большой легкостью.
После него осталось до 300 гравюр на сюжет из священной истории, мифологии, много портретов и даже несколько пейзажей; он работал преимущественно резцом, но иногда и офортом. Он был виртуоз в своем деле, и хотя знатоки находят недостатки в его граверной технике, все же их гораздо меньше чем в его рисунке и композиции, страдающих риторическою манерностью, утрировкой поз и движений. Впрочем, портреты работы Гольциуса не менее известны.
«Грехопадение» (1616, Национальная галерея искусства, Вашингтон, Общественное достояние)
На 42 году Гольциус, полный воспоминаний об итальянских мастерах, принялся и за живопись масляными красками. Его картины уже не имеют той технической смелости, как его гравюры, но хорошего колорита и не лишены достоинства. Сюжетами его были, например, «Святая Екатерина», «Христос, сидящий между двух ангелов», «Спящая Даная».
Эрмитаж в Петербурге владеет двумя прекрасными картинами Гольциуса: «Адам и Ева» и «Крещение Господне».
Умер Хендрик Гольциус 1 января 1617 года в Харлеме.