Ян Вермеер

голландский живописец

Ян Вермеер (нидерл. Jan Vermeer, полное имя – Ян ван дер Меер ван Делфт) родился 31 октября 1632 года в Делфте (Нидерланды), в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели.

О жизни художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки, где несколько лет обучался живописи, а затем помимо написания картин помогал своей матери управлять трактиром, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.

В 1662-63 и 1670-71 годах Вермеер руководил гильдией св. Луки и занимал там должность декана, что было очень почетно в то время. К тому же его работы как художника весьма ценились, но в основном картины Вермеер писал только для своих заказчиков-меценатов. Также он был известен и как эксперт по вопросам искусства.

Ян Вермеер прожил недолгую жизнь и скончался 15 декабря 1675 года в родном Делфте. После смерти художника, его имя было забыто. Но часть уцелевших полотен, собранных в конце 19 века, открыли ценителям живописи мастера небывалого уровня.

Его живописная техника уникальна даже для его времени. Композиция его полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование – аналогов не имеют. Он художник предельно камерный и техничный, сосредоточенный на изображении предметного мира и окружающих людей. Дань евангельским сюжетам Вермеер отдал, написав «Христа в доме Марии и Марфы», дань античным мотивам – посредством «Дианы со свитой».


«Молочница» (ок. 1658, Рейксмюсеум, Амстердам, Общественное достояние)

Вермеер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина; сегодня из них известны шестнадцать.

Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермеера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, – поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, – число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок.

Примером творческой зрелости художника служит композиция «У сводни», – сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, Вермеер превратил бордельную сцену в романтическое таинство любви…

Излюбленный сюжет Вермеера – женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя.


«Вид Делфта» (1660—1661, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Общественное достояние)

Вермеер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии.

Произведения Вермеера более чем картины других мастеров отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 века, эпохи расцвета ее городской культуры.

На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 35 картин Вермеера и дискуссионно — еще 5 (в России картин Вермеера нет).

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также