Александр Скрябин (Фото: Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва, www.culture.ru)

Александр Скрябин

русский пианист и композитор

Талантливый композитор и пианист, смелый новатор, один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 веков - Александр Скрябин создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и героическое дерзание.

Александр Николаевич Скрябин родился (25 декабря 1871 года) 6 января 1872 года в Москве, в семье дипломата. Рано потерял мать, и его взяла на воспитание тетя, давшая мальчику первые уроки музыки.

Он с младенчества тянулся к звукам рояля. А в три года уже часами просиживал за инструментом, относясь к нему как к живому существу. Окончив Московскую консерваторию в 1892 году, Александр начал давать концерты и преподавать. В 1898-1903 годах он был профессором Московской консерватории, затем пять лет жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке.

В 1910 году Скрябин поселился в Москве, периодически выезжая с авторскими концертами в Нидерланды и Великобританию. Игра пианиста отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, богатством и разнообразием тембровых красок.

Но стремление к композиторской деятельности было сильнее, и Александр Николаевич начинает сочинять, и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов. Основная область творчества композитора - фортепианная и симфоническая музыка.

Кончался 19 век, уходил в прошлое старый уклад жизни. Ощущалось приближение перемен, социальных бурь и исторических потрясений, что нередко бывает при смене эпох. Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же остался верен самому себе. «Искусство должно быть праздничным, – говорил он, – должно поднимать, чаровать».

А на деле музыка его оказалась столь дерзкой, новой и непривычной, что исполнение его «Второй симфонии» 21 марта 1903 года в Москве превратилось в натуральный скандал. Кто-то восхищался, кто-то топал и свистел… Но Скрябина это не смутило: он чувствовал себя мессией, провозвестником новой религии – искусства. Он верил в его преобразующую силу. Он мыслил модными тогда планетарными масштабами.

Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической «Поэмы огня» («Прометей», 1909–1910) включает световую клавиатуру. Лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Такое было впервые в истории музыки, хотя связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Последним произведением Скрябина стала мистерия «Предварительное действо для солистов, хора и оркестра», которая по замыслу автора должна была объединить человечество. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Но замысел так и остался незавершенным.

Александр Николаевич Скрябин умер в Москве (14) 27 апреля 1915 года от общего заражения крови. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря.


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также