Игорь Масленников

советский и российский кинорежиссер, сценарист, Народный артист РСФСР

Игорь Фёдорович Масленников родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. В 1932 году семья переехала в город Колпино Ленинградской области. С детства Игорь любил рисовать, и это у него очень хорошо получалось. Поэтому после окончания средней школы в 1949 году он отправился поступать в Академию художеств, но в последний момент передумал.

В 1954 году Масленников окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета по двум специальностям – филолог и журналист. Ещё на четвертом курсе он начал работать в газете – был ответственным секретарём многотиражки «Ленинградский университет», а в 1956 году его направили на работу на Ленинградское телевидение для организации молодёжной редакции. Здесь в течении практически 10 лет Игорь работал редактором, сценаристом, художником, автором-оператором (выпускал тележурнал «Молодой ленинградец») и сценографом (работал над телеспектаклями).

Первым спектаклем, к которому Масленников придумал декорации, был детский – «Приключения Жакони», затем он оформил ещё несколько. Как художник сделал спектакли «Пасынок» (1960) в Малом драматическом театре, «Интервенция» (1962) в ДК имени Горького, «Перед ужином» (1963) в Большом драматическом театре, «Улыбнись, Света!» (1964) в Ленинградском театре музыкальной комедии.

Также в этот период во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве, Масленников, снимая фестивальные интервью и репортажи, научился владеть камерой и сквозь её объектив видеть мир. Это было время обширных международных молодёжных обменов, и с камерой в руках Игорь сопровождал поездки ленинградской молодежи по миру и снял несколько документальных киноочерков. А вместе с режиссёром Цуцульковским он делал первые «Голубые огоньки» и ещё успевал работать в БДТ у Г. Товстоногова.

Но режиссура манила Масленникова всё больше, и в 1965 году он поступил на Высшие режиссёрские курсы при «Ленфильме» (мастерская Г. Козинцева), по окончании которых в 1967 году стал режиссёром этой киностудии и дебютировал в кино в 1968 году фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». В последующие годы Игорь Фёдорович работал в самых разных жанрах, ставя фильмы для детей – «Завтра, третьего апреля…» (1969), о спорте – «Гонщики» (1972), исторические картины – «Ярославна, королева Франции» (1978), «Под каменным небом» (1974), мелодрамы «Сентиментальный роман» (1976) и другие.

Огромную известность Масленникову принесли цикл телевизионных фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (впервые показанный по Центральному телевидению в конце 1970-х – начале 1980-х годов) и трилогия «Зимняя вишня», которые стали крупным и заслуженным успехом режиссёра.

Масленников надолго закрепил в сознании миллионов зрителей свою трактовку героев и сюжетов Конан Дойла, найдя великолепных исполнителей не только на главные, но и на второстепенные роли (В. Ливанов, В. Соломин, Б. Брондуков, Р. Зеленая, Н. Михалков и др.) и уделив пристальное внимание достоверности исторических и бытовых деталей. А мелодрама «Зимняя вишня» (1985) открыла для широкого зрителя актрису Е. Сафонову. Фильм и его героиня пользовались таким успехом, что спустя несколько лет режиссёр снял его продолжение.

Среди других знаменитых режиссёрских работ Масленникова – фильмы: «Пиковая дама» (1982), «Продление рода» (1988), «Филипп Траум» (1989), «Тьма» (1992), «Что сказал покойник» (1999), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Письма к Эльзе» (2002), «Тимур и его коммандос» (2004), «Русские деньги» (2006), «Взятки гладки» (2008), «Банкрот» (2009)… Всего около 30 картин.

Ещё в 1971 году режиссёр начал своё плодотворное сотрудничество с композитором В. Дашкевичем, который стал автором музыки почти ко всем его фильмам. В ряде своих картин Масленников выступал и в роли сценариста.

В его работах – вкус той роскошной русской кинотеатральной традиции, которая была принадлежностью только русского кинематографа, воспитанного великой литературой и великим театром, когда в кадре осмысленно всё – от поведения актёров до пейзажа и атмосферы, которую на равных с оператором и художниками создает и композитор. Про себя Масленников говорит: «Я из той режиссуры, которая выращивает спектакль или фильм как садовник. Для меня главное – собрать хорошую компанию и всем вместе вырастить растение – фильм. Научился этому у Товстоногова…».

Известен Игорь Федорович был и как активный общественный деятель – более 20 лет он являлся президентом петербургской студии «Троицкий мост», был председателем Союза кинематографистов России (1990-1994), а затем и первым секретарем (1999-2004). В 1998-2003 годах Масленников возглавлял мастерскую режиссуры игрового кино в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, а с 2011 года руководил Высшими режиссёрскими курсами Института повышения квалификации и с 2002 года вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Профессор, академик Российской академии кинематографических искусств и Евразийской академии телевидения, автор книг «Бейкер-стрит на Петроградской» и «Из личной кинопрактики. За стопкой стопка».

Масленников – Заслуженный деятель искусств и Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премий России в области литературы и искусства и многих МКФ. Награждён орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры».

Игорь Фёдорович Масленников скончался 17 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге.

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также