Григорий Распутин (Фотография ателье К.К. Буллы, ок. 1910, Российский Государственный архив кинофотодокументов, )

Григорий Распутин

русский целитель, фаворит семьи императора Николая II

Особо приближенный к императорской семье, сибирский старец, целитель, Григорий Распутин является одной из загадочных личностей в российской истории. Практически все, что о нем известно современникам, основано не на документальных сведениях, а на рассказах очевидцев, которые к тому же переходили «из уст в уста».

Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия – Новых) родился в селе Покровском Тобольской губернии, в семье крестьянина. Сведения о дате рождения Распутина крайне противоречивы – по различным данным это между 1864 и 1872 годом. Ряд источников предлагает дату (9) 21 января 1869 года. О детстве и юности Григория также не сохранилось достоверных сведений, но вполне вероятно, что он был священнослужителем, а еще просто гениальным актером, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом.

В начале 1890-х годов Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, после чего обратился к религии. Затем он много странствовал по святым местам России и православным монастырям, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.

В своих странствиях сблизившись с сектой хлыстов, он стал «пророчествовать» в образе «божьего человека», провозглашая себя избранником Бога, способным исцелять недуги. Но под маской святого вел разгульную жизнь. Тогда Григорий и получил прозвище Распутин, ставшее впоследствии его фамилией. К 1902 году он стал уже известен как «пророк» и «святой старец». Слухи о сибирском знахаре распространились по России, и вскоре к нему потянулись люди с разных уголков страны. Надо сказать, что Распутин нигде не учился, был безграмотным, не имел даже примерного представления о медицине. Однако он безукоризненно играл свою роль и мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния.

Еще в 1890 году Распутин женился на Прасковье Федоровне Дубровиной, такой же паломнице-крестьянке, которая родила ему троих детей: Дмитрия, Марию, Варвару. И, оказавшись в Петербурге в 1904 году, он, чтобы устроить свою дочь на обучение в духовную академию, пришел к ректору Петербургской духовной академии и негласному духовнику царской четы Феофану.

Именно Феофан привел Распутина в дом великого князя Николая Николаевича, а через него «святой старец» проник в дома высшей петербургской аристократии и был представлен в 1906 году императорской семье, для которой довольно быстро стал близким человеком. Он сумел внушить Николаю II и Александре Федоровне, что только он своими молитвами может спасти больного гемофилией наследника престола Алексея и обеспечить «божественную» поддержку царствованию императора. Они уважительно называли Распутина «наш Друг» или «Григорий».

Николай II считал, что Григорий – «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эта мысль неоднократно встречается в письмах императора.

Эксплуатируя религиозные и материнские чувства Александры Федоровны, Распутин пользовался расположением царского двора и обладал влиянием на царскую чету. Вскоре он стал играть исключительную роль не только в придворной, но и в высших политических сферах. По его советам назначались и смещались государственные чиновники и церковные лица, он проводил выгодные для себя финансовые сделки, за взятки оказывал «протекции», дискредитируя и без того не пользующуюся доверием династию. Есть также сведения, что Распутин использовал свою власть и великосветские связи и для разнузданного разврата, ставшего широко известным в России.

Но, не смотря на то, что Петербург переполняли слухи о крайне непристойном поведении «святого старца», и что против него несколько раз заводились дела, в которых Распутин обвинялся в распространении лжеучения, ничто не могло поколебать доверие императорской семьи к этому человеку, и все официальные обвинения с него были сняты.

Тем более, что и люди продолжали приходить к Распутину «на исцеление». Многие обращались к нему с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма (чему есть подтверждение в архивах). Но больше всего ценился прямой контакт с ним.

Все же чаша терпения была переполнена, и в среде императорского окружения против Распутина возник заговор, инициаторами которого стали князь Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы) и великий князь Дмитрий Павлович Романов (двоюродный брат императора Николая). Стремясь спасти царскую власть от дискредитации, они решили убить Григория Распутина, что им и удалось в ночь на (17) 30 декабря 1916 года в Петрограде.

Похоронить «святого старца» сначала хотели на его родине, в селе Покровском. Но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле на территории храма Серафима Саровского в Царском Селе. Позднее захоронение было найдено, и по приказу Керенского тело было сожжено.

После себя Распутин оставил две книги: «Житие опытною странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), которые являются литературной записью его бесед, поскольку сам он был малограмотным, а также множество канонических пророчеств, самым знаменитым из них стало предрекание гибели Императорского дома: «Покуда я жив, будет жить и династия»…

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Статья «Мистические пророчества Распутина»


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также