Григорий Козинцев – выдающийся мастер и теоретик советского кино, талантливый режиссер (Фото: Pavel_Markevych, по лицензии Shutterstock.com)

Григорий Козинцев

советский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, Народный артист СССР

Выдающегося мастера и теоретика советского кино, талантливого режиссера Григория Козинцева называли совестью «Ленфильма», ведь, по словам коллег, он никогда не шел на уступки, когда дело касалось профессии.

Григорий Михайлович Козинцев родился (9) 22 марта 1905 года в Киеве, в семье врача. Творчеством он начал заниматься будучи студентом Киевской школы живописи – принимал участие в оформлении спектаклей в театре Соловцова и в декорировании киевских улиц. Григорию нравилась работа в театре, и в 1919 году, еще учась в гимназии, он вместе со своими друзьями организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», где ставил спектакли.

В 1920 году Козинцев переехал в Петроград, где два года обучался живописи в Петроградской академии художеств и одновременно работал режиссером Студии Театра Комической оперы, ища свои пути в искусстве. В 1922 году начала работать знаменитая театральная мастерская ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера, где обучение актеров сочеталось с постановкой спектаклей), основанная Козинцевым и Л. Траубергом и воспитавшая плеяду замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Е. Кузьмина, С. Герасимов, О. Жаков и др.). Постановкой эксцентрической переработки «Женитьбы» Н.В. Гоголя Козинцев и Трауберг дебютировали в художественной жизни Петрограда 1920-х годов.

Уже через год они решили перенести свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кинематограф, преобразовав театральную мастерскую в «Киномастерскую ФЭКС», и с 1924 года начали работать в кино (до 1946 года все фильмы Козинцев ставил совместно с Траубергом).

Первые их режиссерские работы в «немом» кино – «Похождения Октябрины» (1924) и «Мишки против Юденича» (1925) – отличались эксцентризмом, а первый полнометражный фильм – романтическая мелодрама «Чертово колесо» (1926) – был уже зрелой работой. Следующий фильм, созданный силами ФЭКС, «Шинель» (1926) стал одним из шедевров советского немого кино. А комедия «Братишка» (1927) и историческая мелодрама «С. В. Д.» (1927) пользовались большим успехом у зрителей.

С началом звукового кино начался и новый период в творчестве режиссеров – их картина «Одна» (1931) обозначила переход к реалистическому искусству. Следующее десятилетие они посвятили работе над трилогией «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939), вошедшей в золотой фонд отечественного киноискусства. Хотя картины были сняты в жанре историко-революционной эпопеи, чем режиссеры отдали дань официальному искусству, но это не помешало им сделать эти ленты зрелищными и новаторскими.

В годы Великой Отечественной войны Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников». В 1946 году режиссер попал в опалу из-за своего фильма «Простые люди» (он вышел на экраны СССР только в 1956 году), который был включен в число «порочных, неудачных и ошибочных» лент. Но все же ему позволили снимать, и он обратился к биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947) и «Белинский» (1953). Возвращение Козинцева в широкий кинематограф состоялось только после смерти Сталина – в середине 1950-х годов Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Григорий Михайлович для съемок фильма «Дон Кихот».

Хотя за последующие два десятилетия он снял всего три фильма, но все они стали событием не только в российском, но и в мировом кино. Его «Дон-Кихот» (1957) стал классическим образцом экранизации, получил высокую оценку во всем мире и Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере (1958). Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа. Важнейшим этапом творчества Козинцева этих лет стала работа над трагедиями У. Шекспира – фильмами «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Еще в 1962 году он выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к этим выдающимся экранизациям.

Параллельно с работой в кино Козинцев выступал и как театральный режиссер. На сценах различных ленинградских театров он поставил спектакли «Опасный поворот» (1939), «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954). Также он является автором ряда книг.

Не менее важной сферой деятельности для Григория Михайловича была и педагогика. Еще в 1926 году он начал преподавать в Ленинградском институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС, с 1944 года вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 – профессор), а в 1965-1971 годах руководил режиссерской мастерской на «Ленфильме». Среди его учеников известные сегодня режиссеры – И. Авербах, А. Герман, И. Масленников, А. Орлов, С. Ростоцкий, Э. Рязанов и многие другие.

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР – Григорий Михайлович награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и другими наградами, в том числе и различных международных кинофестивалей.

В начале мая 1973 года с режиссером случился инфаркт. 11 мая 1973 года в Ленинграде Григорий Михайлович Козинцев скончался, он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также