Георгий Гаранян

советский и российский джазовый музыкант, композитор, дирижер, Народный артист РФ

Представитель первого послевоенного поколения мастеров отечественного джаза, классический, эстрадный и джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, художественный руководитель нескольких музыкальных коллективов, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, – Георгий Гаранян, несомненно, был одной из знаковых фигур современного джаза и настоящим кумиром публики. Многие называют его «выразителем идей целого поколения» и «патриархом» отечественного джаза.

Георгий Арамович Гаранян родился 15 августа 1934 года в Москве, в семье инженера. Его мать, учительница начальных классов, прививала Георгию любовь к музыке, а он с удовольствием учился игре на фортепиано. Но после школы, в 1952 году, Гаранян поступил в Московский станкоинструментальный институт, поскольку отец считал, что у мужчины обязательно должна быть настоящая профессия, а музыка – это «для души». И все же природная тяга к музыке взяла верх, и Георгий попутно играл в студенческом оркестре на фортепиано. Именно тогда же он самостоятельно освоил и игру на саксофоне, причем, овладев довольно быстро этим инструментом, выдвинулся как талантливый импровизатор и вскоре стал играть джаз в Молодежном оркестре Центрального дома работников искусств, который в те годы пользовался большой популярностью.

В 1957 году этот коллектив возглавил Юрий Саульский, который, разглядев в Гараняне талант, заставлял его буквально сутками напролет играть на саксофоне, и это дало результат – вскоре Георгий стал лидером группы саксофонистов. В том же году он окончил институт, но по специальности «инженер-механик широкого профиля» не работал ни дня. Зато все в том же 1957-м оркестр Саульского принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль, после чего музыкантам стали поступать приглашения выступить за границей. Но, естественно, советское руководство никого не отпустило, и более того – на пике борьбы со стилягами оркестр вообще был распущен.

Гаранян некоторое время работал в различных коллективах, пока судьба не свела его с Олегом Лундстремом, который пригласил Гараняна в свой оркестр саксофонистом – первого из советских музыкантов. А в 1966 году его саксофон зазвучал и в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио, которым руководил Вадим Людвиковский (кстати, этот коллектив постигла та же участь, что и оркестр Саульского – его разогнали в 1972 году).

В этот период Гаранян вообще много выступал, в том числе и в составе различных малых групп, в основном в квартете с гитаристом Николаем Громиным, с концертами и на фестивалях, неоднократно записывался на радио. В середине 1960-х годов джазовые пьесы, звучавшие на волнах Всесоюзного радио, принесли Гараняну широкую известность. В 1969 году он к тому же окончил курсы дирижеров при Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1973 году Гараняна и нескольких музыкантов бывшего оркестра Всесоюзного радио пригласили на работу в фирму грамзаписи «Мелодия» (единственную и крупнейшую в те годы в СССР фирму грамзаписи), где через несколько лет Георгий Арамович стал руководителем одноименного ансамбля (до 1982 года), который аккомпанировал фактически всем певцам страны, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока. Все это способствовало не только росту профессионального мастерства музыканта, но и помогало нарабатывать новые связи. Визитной карточкой ансамбля была музыка популярных советских композиторов в джазовой обработке. Всего же за годы работы под управлением Гараняна ансамбль записал 16 так называемых «сольных дисков-гигантов» и 9 пластинок-мини-альбомов с песнями и сказками, музыкой для кино и мультфильмов, обработками русских народных песен и джазовыми пьесами. Некоторые диски «Мелодии» выпускались миллионными тиражами, а ансамбль был непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе.

В этот же период (в 1972-1979 годах) Гаранян был еще и дирижером Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР, и его фамилия – в титрах более ста фильмов, среди которых: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Приключения Буратино», «12 стульев»… Но и здесь он не ограничивался только дирижированием, для многих картин Георгий Арамович написал музыку – это «Вечерний лабиринт», «Руанская дева по прозвищу «Пышка»», «Покровские ворота», «Рецепт ее молодости», «Волшебный фонарь», «Бенефис Людмилы Гурченко» и другие, а также и исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других.

С 1986 года Гаранян вновь вернулся к активной концертной деятельности – выступал с различными составами в России и за рубежом. Вернувшись с очередных гастролей, в 1989 году, он принял предложение Юрия Никулина стать главным дирижером Цирка на Цветном бульваре и написал множество прекрасных сочинений для цирковых представлений. Кроме того, в 1991 году возглавил Московский биг-бенд, быстро ставший популярным. Однако из-за проблем с финансированием данный коллектив просуществовал недолго.

Но Гаранян без работы не сидел – он сочинял музыку, выступал как солист и приглашенный дирижер, руководил различными коллективами – и везде имел оглушительный успех. А в 2003 году он вновь вернулся в коллектив Лундстрема, и сам Маэстро передал ему палочку главного дирижера. После его кончины Гаранян стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени О.Л. Лундстрема (до 2006) и с этим оркестром подготовил множество прекрасных программ.

В это же время (с 2004 года) он начинает работать и в Российском Государственном Музыкальном Телерадиоцентре и воссоздает заслуженный бренд – ансамбль «Мелодия», с которым делает аранжировки любимых песен из старых советских картин и с успехом прокатывает их в России и за рубежом. Добавив в ансамбль пять духовых инструментов, Гаранян в 2006 году организовал Биг-бенд, который триумфально выступал на международных джазовых фестивалях и много гастролировал. А в 2010 году оба коллектива Маэстро (ансамбль «Мелодия» и Биг-бенд) вошли в состав Общественного Фонда Развития Джазового искусства Георгия Гараняна.

Будучи грамотным руководителем нескольких коллективов, он постоянно обновлял репертуар каждого из них, давал до 100 концертов в год по всему миру, писал аранжировки и музыку, выступал в качестве приглашенного дирижера, сотрудничал с различными симфоническими оркестрами… В последние годы Гаранян к тому же много времени уделял и просветительству – был автором и ведущим ряда программ на радио и телевидении, писал статьи и книги. Кстати, по его книге «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», которую он написал еще в 1970-е годы, до сих пор учатся во всех музыкальных учебных заведениях страны.

Лауреат многих международных джазовых фестивалей, член Союзов композиторов и кинематографистов России, академик Киноакадемии «Ника», кавалер орденов Почета, Петра Великого и «За заслуги перед Отечеством» IV степени – Гаранян первым из джазовых музыкантов получил звание «Заслуженный артист» и «Народный артист РФ» и стал единственным джазовым музыкантом, кто получил Государственную премию России.

До последних дней он был бодр, полон энергии и творческих планов, обожал жизнь, успевал все и всюду, но и многое не успел…

Известный джазовый саксофонист, художественный руководитель и главный дирижер Государственного джазового оркестра имени О.Л. Лундстрема Георгий Арамович Гаранян скоропостижно скончался 11 января 2010 года на 76-м году жизни во время гастролей в Краснодаре, не выдержало сердце… Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также