Алла Демидова

советская и российская актриса театра и кино, педагог, Народная артистка РСФСР

В историю российского искусства Алла Демидова, по мнению критиков, вошла как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис» широкого стилистического диапазона. Также многие из них отмечали независимость и смелость творческих решений актрисы, ее умение по-новому высветить классические образы, создаваемые на сцене и в кино.

Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее отец погиб на фронте в 1944 году.

Уже с самого раннего детства Алла хотела стать актрисой, активно участвовала в самодеятельности и играла в школьных спектаклях. После окончания школы в 1954 году Демидова, не сумев поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина из-за плохой дикции, продолжила свое образование сначала на экономическом факультете МГУ, а потом и в аспирантуре. Но и здесь она не забыла свою мечту – и, учась еще на третьем курсе, стала актрисой Студенческого театра МГУ.

В 1958 году руководителем этого театра стал Ролан Быков, и именно в его имевшем успех спектакле «Такая любовь» и сыграла Алла свою первую заметную роль. Затем были и другие роли, а вторая попытка начинающей актрисы поступить в Щукинское училище, в 1959 году, оказалась успешной. Уже на первом курсе училища Демидова участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Гибель богов», а на сцене Щукинки играла в спектаклях: «Далекое», «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» и «Фризетт».

Ее дипломной работой стала роль в спектакле Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана». Уже тогда зрители и коллеги отметили необыкновенную пластику актрисы. Считается, что именно эта постановка положила начало новой эре в истории отечественного театрального искусства – «эре Таганки». А Демидова, с отличием окончив училище, с 1964 года стала актрисой этого нового театра.

Руководителем нового Московского театра драмы и комедии на Таганке стал Юрий Любимов, и среди тех, кого он считал костяком своей труппы была и Алла Демидова, которая была одной из основных актрис театра, однако долгое время она не получала здесь больших ролей, а участвовала в основном в массовке или в эпизодах. Лишь с конца 1960-х годов она выходит «на первый план» и вскоре становится одной из самых заметных актрис. Среди ее работ – роли в спектаклях: «Тартюф», «Час пик», «Гамлет», «Деревянные кони», «Вишневый сад», «Преступление и наказание», «Три сестры», «Борис Годунов» и других. Причем ведущие роли она играла не только в любимовских постановках, но и в спектаклях других режиссеров.

Несмотря на такую востребованность и зрительский успех, Демидова, ощущая неудовлетворенность своей актерской судьбой, начинает экспериментировать. Со своим другом и сценическим партнером Владимиром Высоцким она репетирует «Крик» Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по «Федре» Расина. Но этим проектам не суждено было реализоваться – в июле 1980 года Высоцкий умер, и Алла Сергеевна вновь блистала на сцене Таганки.

Однако, не менее известна она и как актриса кино. Ее дебютом стала эпизодическая роль в картине «Ленинградская симфония» (1957), а первой главной ролью – в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» (1966), по мотивам автобиографической повести Ольгы Берггольц. И хотя сам фильм был положен «на полку» (пять лет спустя он был показан на Венецианском кинофестивале и получил «Золотую медаль участия»), но игра Демидовой была замечена, и она получает одну кинороль за другой. Так в 1968 году на экраны страны вышло сразу шесть фильмов с участием Аллы Сергеевны: «Щит и меч», «Степень риска», «Шестое июля», «Живой труп», «Четвертый папа», «Служили два товарища», а она сама была названа, по итогам опроса журнала «Советский экран», самой перспективной актрисой этого года.

В 1970-1980-е годы Демидова – очень популярная и востребованная актриса кино. Среди самых известных ее работ – роли в картинах: «Вся королевская рать» (1971), «Чайка» (1972), «Зеркало» (1974), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Легенда о Тиле» (1976), «Стакан воды» (1979), «Дети солнца» (1985) и других. И хотя с 1990-х она снималась немного, но в эти годы актриса сыграла немало интересных ролей – в фильмах: «Бесы» (1992), «Незримый путешественник» (1998), «Настройщик» (2004), «Смерть Таирова», «Русские деньги» (2006), «Вечное возвращение» (2012), «Мешок без дна» (2017) и др.

В театральной карьере Демидовой перемены произошли в конце 1980-х годов, когда для Театра на Таганке наступили сложные времена – вынужденная эмиграция Любимова, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. В результате, актриса начала свое сотрудничество с Романом Виктюком, в чьей постановке «Федра» по пьесе Марины Цветаевой она успешно гастролировала по Европе и Америке в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Работала она и с другими режиссерами, играя в различных спектаклях очень разноплановые роли. А после возвращения Любимова на «Таганку», играла и в его постановках.

В 1993 году Демидова создала собственный экспериментальный «Театр А», на сцене которого поставила «Федру», а также сыграла в спектаклях – «Квартет», «Медея» и «Гамлет-урок», которые прошли с аншлагами. К тому же она является автором девяти книг, тема которых – воспоминания о своей работе и друзьях-актерах, размышления о природе театра и актерского мастерства.

Заслуженная артистка и Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России и премии имени К.С. Станиславского, а также ряда других премий в области кино– и театрального искусства – актриса награждена орденами Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Является членом Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

В настоящее время параллельно с работой в театре и кино Алла Демидова ведет и успешную концертную деятельность, выступает с авторскими программами, демонстрируя ярко индивидуальную манеру чтения стихов и прозы, проводит мастер-классы, живёт и работает в Москве.

Мы используем cookies для улучшения качества работы

Наши партнеры собирают данные и используют cookies для персонализации рекламы, аналитических измерений и чтобы обеспечить корректную работу приложений социальных сетей.

Согласен

Manage Options

Вы можете изменить свой выбор в любое время

Как мы собираем и используем ваши данные

Реклама

Наш сайт существует за счет интернет-рекламы. Она помогает нам создавать новый контент и не делать платную подписку. Когда вы посещаете наш сайт, ваш браузер автоматически отправляет определенную информацию партнерам, размещающим рекламу у нас на сайте. Они получают адрес страницы, которую вы просматриваете и ваш IP-адрес. Также наши партнеры либо создают файлы cookies в вашем браузере, либо считывают уже существующие cookies. Если вы включаете персонализацию рекламы, наши партнеры будут использовать ваши данные, чтобы сделать рекламу более полезной для вас. Если персонализация рекламы выключена, ваши данные не будут собирать и использовать, чтобы показывать вам релевантную рекламу. Она будет показываться, но возможно, не будет персонализированной. Реклама будет выбираться на основе вашего поискового запроса, местоположения или тематики сайта, на который вы зашли, а не по вашим интересам, истории поисковых запросов или журнала посещений браузера.

Privacy tool provided by  Clickio

Назад

Вы можете увидеть менее релевантную рекламу. Она использует cookies, но не для персонализации рекламных сообщений. Узнайте больше о нашей политике конфиденциальности

Согласен

Вы можете изменить свой выбор в любое время


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также