Генри Форд (Фото: Hartsook, 1919, Библиотека Конгресса США, )

Генри Форд

американский промышленник, основатель компании Ford

Генри Форд (англ. Henry Ford), один из основателей автомобильной промышленности США, родился 30 июля 1863 года на ферме близ Дирборна, штат Мичиган (США).

Он ушел из школы в 16 лет, с 1879 года став учеником механика в Детройте. Несколько лет работал механиком в различных компаниях. С 1893 года он — главный инженер «Эдисон ильюминейтинг компани», а в 1899-1902 — «Детройт аутомобил компани». В 1892-1893 Форд создал свой первый автомобиль с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания.

В 1903 году Форд основал компанию «Форд мотор» (Ford Motor Company), которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. Наибольший успех пришёл к фирме после начала выпуска модели Ford-T в 1908 году. В 1910 году Форд построил и запустил самый современный завод в автомобильной промышленности — хорошо освещённый и хорошо вентилируемый «Хайленд парк». На своих заводах он широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку.

В годы Первой мировой войны заводы Форда стали выполнять военные заказы. Помимо автомобилей было организовано производство противогазов, касок, цилиндров для авиамоторов «Либерти», а в самом конце войны — лёгких танков и даже подводных лодок.

В 1925 году Форд создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways, где первым продуктом стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Наиболее успешной оказалась модель пассажирского трёхмоторного самолёта Ford Trimotor по прозвищу «Жестяной гусь» (англ. Tin Goose), который эксплуатировался до 1989 года.

Форд оставался руководителем своей компании до 1930-х годов, когда из-за разногласий с профсоюзами и компаньонами передал дела своему сыну Эдселу, но после его смерти в 1943 году вновь вернулся на пост главы фирмы, который занимал два года. В 1945-м Форд передал полномочия своему старшему внуку — Генри Форду II.

Свои представления об организации труда и производства Генри Форд изложил в произведениях: «Моя жизнь и работа» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930).

Жизнь его была полна противоречий. Он был великолепным организатором, который удвоил минимальную заработную плату рабочих, сократил их рабочий день и ввел два скользящих выходных, чтобы ускорить технологический процесс.

Он же нанимал доносчиков, которые шпионили за рабочими и боролся с профсоюзами, применяя грубую силу и террор; часто не скрывал своего презрения к людям и настроил против себя даже своих друзей. Был филантропом, и он же опубликовал серию резких антисемитских статей, а в 1938 году награжден медалью Адольфом Гитлером.

Противоречива и любовная жизнь Форда. Он всегда выступал как строгий хранитель морали и устоев семейной жизни, но вместе с тем существуют доказательства того, что от него родился внебрачный ребенок.

Форд является образцом и ярким примером традиционной американской мечты, которая стала явью. В Америке таких людей называют «человек, который сам себя сделал».

В 1928 году ему была вручена медаль Эллиота Крессона Института Бенджамина Франклина за революционные достижения в автомобильной промышленности и индустриальное лидерство, а в 1946-м — почетная премия за заслуги перед автопромышленностью и золотая медаль за заслуги перед обществом Американского института нефти (American Petroleum Institute).

Умер Генри Форд миллиардером в возрасте 83 лет 7 апреля 1947 года в Дирборне (США).


Изменить настройки конфиденциальности

Читайте также